Что такое буксировка
Буксировка — это перемещение автомобилем неисправного транспортного средства с помощью троса, специального механического устройства или методом частичной погрузки. В этой связке автомобиль-лидер является буксирующим, а неисправный — буксируемым. Буксировка считается сложным, потенциально опасным процессом, и правилам ее выполнения целиком посвящен 20-й раздел ПДД. Ряд положений содержатся также в разделах 7, 10, 19, 24 ПДД.
Правила буксировки
К обоим участникам буксировки применяются стандартные требования ПДД. В частности, у буксирующего и буксируемого должны быть государственные регистрационные знаки (номера), а у водителей такого «тандема» — документы на право управления данным видом транспортного средства, а также полисы ОСАГО. Согласно п. 20.2 (1) ПДД, водитель буксирующего автомобиля должен иметь стаж минимум два года. Для водителей буксируемого транспортного средства таких ограничений не установлено.
Скорость при буксировке
П.10.4 ПДД ограничивает скорость буксирующего 50 км/ч.
Кто должен включать аварийку при буксировке
Согласно п. 7.1 ПДД, при буксировке аварийка должна включаться на буксируемом транспортном средстве. На нем же в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещенности дороги должны быть включены габаритные огни (п. 19.1 ПДД). При отсутствии или неисправности аварийной сигнализации на буксируемом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки (п. 7.3 ПДД). Аварийка не включается на буксирующем автомобиле, поскольку он должен с помощью поворотников сигнализировать водителям других транспортных средств о предстоящем маневре.
За нарушение правил буксировки ч. 1 ст. 12.21 КоАП РФ предусматривает предупреждение или административный штраф в размере 500 руб.
Виды буксировки
Буксировка осуществляется одним из трех способов в зависимости от массы неисправного транспортного средства, особенностей его конструкции и характера поломки. Электромобили с синхронными двигателями и двигателями на постоянных магнитах буксировать на расстояния более 10–500 м запрещено, если колеса ведущей (-их) оси (осей) находятся в контакте с поверхностью дороги, поскольку это может привести к перегреву батареи и ее возгоранию. Здесь необходим эвакуатор или использование метода буксировки с частичной погрузкой в сочетании со специальной тележкой, на которую устанавливаются колеса ведущей задней оси. В остальных случаях применяются следующие виды буксировки.
Буксировка на гибкой сцепке
Гибкая сцепка — это буксировка с помощью троса или стропы. Как правило, таким способом буксируют транспортные средства полной массой до 3,5 т. При выборе троса для буксировки надо учитывать ряд моментов. Предпочтительнее именно буксировочные тросы, а не рывковые. Последние слишком длинные, а материалы, из которых сделаны такие тросы, легко стираются об асфальт. Во-вторых, выраженная в тоннах прочность троса должна быть равна минимум двойной снаряженной массе буксируемого транспортного средства, что даст запас прочности. Лучшими материалами для буксировочных тросов считаются кевлар, нейлон, полиэстер, полиэфир. Наконец, необходимо удостовериться, что крюк троса свободно входит в буксировочную проушину автомобиля.
Согласно п.п. 20.1 и 20.3 ПДД, при буксировке на гибкой сцепке:
- за рулем буксируемого транспортного средства должен находиться водитель;
- расстояние между буксирующим автомобилем и буксируемым транспортным средством должно быть в пределах 4–6 м.
Согласно п. 9 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации», на тросе/стропе при буксировке должны находиться минимум два флажка или щитка размером 200х200 мм с диагональными чередующимися красными и белыми полосами шириной 50 мм со светоотражающей поверхностью.
П. 20.2 ПДД запрещает перевозку людей в буксируемых на гибкой сцепке автобусах, троллейбусах, а также в кузове грузового автомобиля. Для легковых автомобилей таких ограничений нет, но по соображениям безопасности пассажиров (при возможности) лучше пересадить в «тягач».
Буксировка на жесткой сцепке
Буксировка на жесткой сцепке — это буксировка автомобилей всех типов, кроме легковых и грузопассажирских, с помощью специальной металлической конструкции, требования к которой сформулированы в ГОСТ 25907-89. Такая конструкция позволяет буксировать автомобили конструктивной полной массой до 50 000 кг. На жесткой сцепке п. 20.4 ПДД допускает буксировку транспортных средств с недействующей тормозной системой, если фактическая масса буксируемого меньше половины фактической массы буксирующего.
Согласно п. 20.1 ПДД при буксировке на жесткой сцепке:
- за рулем буксируемого транспортного средства должен находиться водитель, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего;
- расстояние между буксирующим автомобилем и буксируемым транспортным средством должно быть не более 4 м.
П. 20.2 ПДД запрещает перевозку людей в буксируемых на жесткой сцепке автобусах, троллейбусах, а также в кузове грузового автомобиля.