С момента выпуска первого автомобиля до сегодняшних дней самый массовый вид транспорта прошел сложный и захватывающий путь: самоходные колесные повозки трансформировались в «умные» машины, кое в чем дающие фору человеку. Электронные помощники научились самостоятельно парковать автомобили, останавливать машины перед препятствиями и помогать им уклоняться от возможного столкновения, самостоятельно прокладывать маршрут и вести автомобиль по нему.
Большая часть новомодных систем пошла в серию совсем недавно, с середины 2000-х годов, но уже стала настолько привычной, что воспринимается нами как данность. Казалось бы, удивить больше нечем, но смеем вас заверить, это далеко не так. Вот лишь несколько технологий, способных вывести автомобили на невероятный уровень.
«Умные» шины
На первый взгляд с момента разработки пневматической шины этот компонент автомобиля остался практически неизменным. Напомним, что впервые пневматические покрышки фирмы Michelin появились на Peugeot L'Eclair в 1895 году. С той поры совершенствовались компаунды, модернизировался корд, росли размеры, упразднялись камеры, но в целом обошлось без кардинальных перемен: все тот же резиновый бублик с воздухом внутри. Правда, лишь на первый взгляд. И нет, речь не о безвоздушных шинах, пока так и не получивших массового распространения.
В современных шинах по-прежнему почти нет никакой электроники. Единственное исключение — ставшие обыденностью датчики давления. Впрочем, заметить падение давления в шинах автомобили могут вообще без них. К примеру, путем анализа разницы в оборотах колес при движении.
В компании Goodyear решили сделать шины действительно «умными» и современными. В сотрудничестве с голландской фирмой TNO шинник разработал и представил технологию SightLine, позволяющую покрышкам распознавать тип покрытия, анализировать сцепление и, обмениваясь с бортовой электроникой машины, существенно повышать безопасность движения за счет оптимизации настроек срабатывания водительских ассистентов. Особенно это касается эффективности экстренного торможения.
Встроенные в шины Goodyear датчики оповещают электронику машины о коэффициенте сцепления с дорогой и за доли секунды помогают скорректировать алгоритмы работы электронных помощников — вовремя отреагировать на преграду или потерю контроля над управлением со стороны водителя. Именно сложные дорожные условия — стихия таких шин, ведь калибровка систем AEB ведется по усредненным данным с уклоном на инциденты на сухой поверхности дороги.
Кстати, Goodyear — не единственная компания, ведущая разработки в таком направлении. В Pirelli также снабдили датчиками шины и связали их с электроникой автомобиля. Технология уже нашла применение на гиперкаре Pagani Utopia. А значит, и до массового применения совсем недалеко.
Экраны с электронными чернилами
Все современные автомобили имеют минимум по паре-тройке громадных тачскрин-экранов в салоне и чем-то напоминают склад электронной техники. Даже управление зеркалами, подогревами и климатической системой на новомодных «китайцах» выведено именно туда — в недра экранов, проводов и микросхем. Так кажется «богаче» и «дороже». Но все это «богатство» неэнергоэффективно. Экраны и микросхемы приходится питать либо напрямую от аккумулятора, либо опосредованно, путем сжигания ископаемого топлива, вращения генератора и выработки электроэнергии. На длительной дистанции это лишние траты из вашего же кошелька.
Вместе с тем миллиарды оттенков в салоне машины и не особо нужны. Любой водитель старой школы подтвердит, что считать действительно важную информацию с приборки или любого другого дисплея куда проще, если экран монохромный.
Похоже, согласны с этим утверждением и в Continental. На выставке потребительской электроники CES в Лас-Вегасе компания представила монохромный экран медиасистемы E-Ink Prism, сочетающий высочайшую энергоэффективность с широкими возможностями кастомизации. Применять такие экраны для вывода на них информации необязательно, они способны стать частью декора.