Полный привод появился почти одновременно с рождением автомобиля — уже в 1903 году голландская компания Spyker представила модель с трансмиссией 4х4. Более чем за 120 лет конструкция проделала огромный путь в развитии. На что сейчас способен полный привод в автомобилях — разбираемся на примере инновационной системы Torque Vectoring от Jaecoo.
Зачем нужен полный привод
Еще в начале XX века инженеры поняли, что автомобилю нужен привод на все четыре колеса. Но массово использовать трансмиссию 4х4 начали только в 40-х годах. Первыми, кто понял все плюсы полноприводных машин, были военные. Такие автомобили были более универсальным, могли преодолевать сложные участки бездорожья.
Но проходимость — это далеко не все, что может дать полный привод. Благодаря тому, что трансмиссия 4х4 распределяет крутящий момент между четырьмя колесами, автомобиль более устойчив на дороге в условиях плохого сцепления, например во время дождя, снега или гололедицы. Также улучшается поведение автомобиля при маневрировании или прохождении поворотов. Да и динамика лучше, особенно когда под капотом стоит мощный двигатель.
Есть несколько распространенных схем полного привода. Например, система, Full Time, или постоянный полный привод. В этом случае все четыре колеса постоянно получают крутящий момент. Однако у Full-Time есть и минусы: повышенный расход топлива из-за постоянной работы всех четырех колес.
Есть подключаемый полный привод (Part Time), когда вторая ось вступает в действие только при необходимости, причем часто ее нужно включать вручную. Но такая система не всегда эффективна на высоких скоростях и в поворотах из-за особенностей конструкции. Поэтому зачастую Part Time можно включать только на бездорожье и при движении на невысокой скорости.
Компромиссный вариант — система с автоматическим подключением полного привода. Такие схемы имеют сейчас наибольшее распространение благодаря своей универсальности. В этом случае для подключения второй оси обычно используются электронно-управляемые многодисковые муфты.
Интеллект и муфты
Ну а самой современной схемой является так называемый интеллектуальный электронно-управляемый полный привод, среди которой выделяется продвинутая система полного привода Torque Vectoring, которая сейчас устанавливается, например, на кроссоверы Jaecoo J7 и Jaecoo J8.
Torque Vectoring не имеет традиционного дифференциала на второй оси. Вместо него стоят мокрые фрикционы на каждой из полуосей (когда они сжимаются, то каждое колесо получает меньше энергии), которые по отдельности и регулируют подачу крутящего момента. В результате система Torque Vectoring может без электронной имитации блокировок дифференциалов тормозными механизмами распределять тягу между колесами.
Благодаря своему быстродействию полноприводная трансмиссия с технологией Torque Vectoring дает моментальный отклик на нажатие педали газа, причем вне зависимости от качества дорожного покрытия. Электроника за доли секунды реагирует на изменение дорожных условий и практически мгновенно распределяет крутящий момент между колесами: например, зимой благодаря быстродействию Torque Vectoring машина просто не успевает закопаться в снег. К тому же Torque Vectoring способна направлять до 100% тяги на одно колесо с наилучшим сцеплением.
Снег не страшен
Автомобиль с Torque Vectoring может независимо регулировать подачу крутящего момента для каждой из полуосей и двигаться вперед даже в тех ситуациях, когда зацепа за асфальт или твердый грунт практически не осталось. И поэтому создатели системы часто говорят, что Torque Vectoring напоминает им истребители с реактивными двигателями с управляемым вектором тяги. Последние тоже обладают так называемой сверхманевренностью.
По проходимости система Torque Vectoring может спорить с классическими схемами Full-Time с блокировками дифференциалов. Но при этом она отличается топливной экономичностью: Torque Vectoring снижает расход бензина в среднем на 5% по сравнению со стандартными системами полного привода.
Кроме того, например, на моделях Jaecoo J7 и Jaecoo J8 водитель может вручную управлять системой полного привода из салона и включать специальные режимы вождения: эко, комфорт, спорт, снег, грязь, песок, бездорожье. Они также меняют настройку полноприводной трансмиссии. Так, при движении по снегу или песку электроника регулирует тягу так, чтобы исключить закапывание из-за пробуксовки колес. И в этом случае тяга дозируется автоматически так, чтобы колеса не буксовали, а автомобиль мог плавно двигаться на зыбучей или скользкой поверхности.