Что такое лошадиная сила
Лошадиная сила (л.с.) — это мера мощности, применимая к двигателям. Является внесистемной величиной: лошадиная сила не входит в Международную систему единиц измерения СИ. Именно поэтому ее трактовка несколько отличается в разных регионах — например, в Европе и США.
На самом деле, производительность любой силовой установки измеряется в ваттах (а также киловаттах и мегаваттах). И только в качестве дани традиции мощность большинства моторов до сих пор указывается в лошадиных силах.
Почему лошадиная сила называется лошадиной
Причиной всему техническая условность, которую ввел в обиход шотландец Джеймс Уатт. Тот самый, который и придумал называть системную единицу мощности (Вт) своим именем. Исследователь на сотни лет вперед не только утвердил стандарты измерения мощности вообще, но и автомобильной в частности.
Легенда (а спустя 240 лет рассматривать это можно только так) гласит, что для определения эффективности паровых машин Уатт решил взять всем понятный пример с лошадью. Конкретно — с ее способностью тянуть груз массой 33 тыс. футов (15 т). И не просто тащить волоком, а поднимать на высоту 1 фут (около 0,3 м) за одну минуту. Именно так появилось понятие «одна лошадиная сила». Разумеется, никакой конкретики касательно породы или каких-то иных вводных не приводилось. Все цифры были исключительно условными для описания той самой лошадиной силы, хорошо ныне известной.
Впоследствии лошадиные силы стали трактоваться немного по-разному — все зависело от географического региона измерений. Так, английские футы и фунты (Шотландия — часть Англии) в Европе были «не поняты», вследствие чего до сих пор континентальные «подкапотные лошади» чуть слабее британских. Согласно европейской метрической системе, применяемой и на территории России, 1 л.с. равна 735,5 Вт.
Сколько лошадиных сил в лошади (и не только)
Касательно вопроса «исходной» лошадиной силы до сих пор идут споры. А так как породы этих животных радикально отличаются, исследователи-энтузиасты пришли к некой общей дельте. Сегодня считается, что в одной настоящей лошади — от 0,3 до 3 л.с. А далее приведем небольшую выборку по наиболее популярным транспортным средствам и оценим, какой мощностью обладает та или иная техника. Разумеется, указанные цифры очень и очень относительные и приведены лишь для общего понимания разницы.
- Человек: до 0,1 л.с. при ходьбе.
- Лошадь: до 3 л.с. при ходьбе.
- Легковой автомобиль: 150 л.с.
- Гоночный автомобиль: 500 л.с.
- Одномоторный поршневой самолет: 1 тыс. л.с.
- Локомотив-электровоз: 3 тыс. л.с.
- Океанский лайнер: 150 тыс. л.с.
- Ракета-носитель корабля «Восток»: 15 млн л.с.
Как рассчитываются лошадиные силы
Сегодня для вычисления существуют конкретные формулы. Приведем таковые для расчета лошадиных сил поршневого и электрического двигателя.
Для поршневого
Крутящий момент умножается на число оборотов и делится на число 5252. Так находится мощность при конкретных условиях работы мотора. Современные тестовые стенды способны вычислять количество «лошадей» во всем диапазоне рабочих оборотов двигателя — так строится кривая на графике соответствия мощности и крутящего момента.
Для электрического
В расчете мощности электромоторов применяется другая формула. Здесь необходимо знать вольтаж, силу тока и коэффициент полезного действия (КПД). После чего исходные данные перемножаются, а результат делится на 746.
Как узнать мощность автомобиля
Рядовому автовладельцу, даже если он обладатель электромобиля, изысканиями с калькулятором заниматься не нужно. Количество лошадиных сил всегда указано в документах. Сегодня даже сигвеи и электросамокаты имеют регламентированную мощность — правда, там она указана в ваттах. Автомобилисту же достаточно посмотреть на карточку СТС: в строке «Мощность двигателя, л.с. (кВт)» будет указан искомый параметр — в «лошадях» и киловаттах сразу.
Почему мощность двигателя измеряется в лошадиных силах
С чисто инженерной точки зрения мощность любого движителя как измерялась, так и измеряется в ваттах. Лошадиную силу почти два с половиной века назад Джеймс Уатт ввел лишь как меру, понятную простому человеку. Активное развитие паровых машин в индустрии (и не только транспортной) конца XVIII века подтолкнуло технарей к поиску некой универсальной сравнительной единицы. Ведь, согласитесь, когда в одних и тех же ваттах указываются характеристики лампочки и паровоза, обывателю не всегда очевидна связь. Другое дело лошадиные силы, пусть и весьма условные. Таким образом, система измерения и обозначения мощности двигателей в «лошадях» оказалась крайне удачной и прижилась на сотни лет.
Читайте также: