Рынок постпродажного обслуживания автомобилей из года в год растет из-за износа автопарка, говорится в отчете аналитиков Arthur Consulting, которое есть в распоряжении Autonews.ru.
Это связано с ростом среднего возраста автомобилей, который, как отмечают эксперты, скачкообразным образом увеличился в 2022 и 2023 годах за счет снижения продаж новых автомобилей. Для сравнения: с 2019 по 2022 годы прирост среднего возраста автомобилей составил 3-6 месяцев в год, а с 2022 по 2023 год средний автомобиль «постарел» больше, чем на 1,5 года.
По состоянию на июль 2024 года количество машин старше 10 лет составляет более 32 млн штук, что создает напряжение на рынке оригинальных запчастей, доступ к которым у россиян ограничен внешнеэкономической ситуацией.
Эксперты Arthur Consulting выявили четыре основных «сценария», по которым может в дальнейшем развиваться российский рынок автозапчастей.
«Все сценарии спрогнозированы в зависимости от того будет ли снижаться или, наоборот, расти санкционное давление, как будет меняться российская экономическая основа и каким образом будут сочетаться эти факторы», — пояснил партнер консалтинговой компании Arthur Consulting Борис Порецкий.
- Первый сценарий — «иранский» — при котором санкционное давление остается сильным и экономическая основа сжимается, функционируя в режиме «выживания». В этом случае эксперты прогнозируют медленный прирост автопарка за счет в первую очередь китайских автомобилей и по-прежнему дефицитную ситуацию на рынке автозапчастей.
- Второй сценарий, при котором, несмотря на сохраняющееся высокое санкционное давление, экономика находит пути для роста через импортозамещение и развитие новых технологий. Возможно появление отечественных автомобилей, готовых составить конкуренцию китайским, в этом случае, несмотря на отсутствие прироста импорта, дефицит автозапчастей будет ощущаться не так остро.
- Третий сценарий, при котором будет наблюдаться внутренний кризис экономики вопреки ослаблению санкций. В этом случае аналитики прогнозируют рост импорта на 10-15% и снижение зависимости от поставок Китая, Турции и Индии, которые по состоянию на 2024 год лидируют среди экспортеров с долями соответственно 60%, 12% и 12%.
- Четвертый, наиболее оптимистичный сценарий, при котором снижение санкционного давления будет сопровождаться взрывным ростом российской экономики и появлением новых игроков. В этом случае можно рассчитывать на рост импорта на 30% к 2028 году, если сценарий начнет реализовываться в 2025 году.
В начале декабря Российский союз автостраховщиков сообщил, что направил предложения в законодательство, разрешающие ремонт автомобилей по ОСАГО подержанными запчастями.