Под занавес 2024 года случилась очередная волна повышения цен на автомобили в России. Основным драйвером роста стали новые ставки утилизационного сбора. Корректировки прайс-листов коснулись в первую очередь импортируемых моделей. Хотя у дилеров еще осталась «подушка» в виде складских запасов машин, завезенных по старым ценам до повышения «утиля».
В 2025 году ситуация на рынке может серьезно поменяться. Autonews.ru обратился к профессиональным продавцам и экспертам, дабы выяснить, что будет с ценами на автомобили и к чему готовиться покупателям.
Утилизационный сбор снова вырастет
Директор по продажам новых автомобилей холдинга Major Auto Дмитрий Паршенцев в беседе с Autonews.ru спрогнозировал рост цен на новые автомобили в 2025 году. По его словам, этот тренд будет связан с увеличением ставок утилизационного сбора. Поэтому прайсы будут переписываться исключительно на машины, которые не выпускают в России.
Повышенные ставки утилизационного сбора в качестве основного фактора повышения цен рассматривает и руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша. Она напомнила, что сбор вновь вырастет с 1 января 2025 года. По ее расчетам, автомобили с объемом двигателя от 1,0 до 2,0 л станут дороже на 111 тыс. руб. Кроме того, наложится НДС, в итоге ценник увеличится на 132 200 руб.
«В свете последних событий рост цен на новые автомобили в России в 2025 году ожидаем и даже неизбежен. Производители и дилеры уже работают по нижней границе рентабельности и будут вынуждены реагировать повышением цен», — подчеркнула Байбароша.
Президент аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков напомнил, что утилизационный сбор уже был повышен в октябре 2024 года. Но даже сейчас не все участники рынка перенесли его в цену.
«Корректируют прайс-листы постепенно. А с 2025 года будет очередное повышение ставки», — добавил он.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов отметил, что новое увеличение утилизационного сбора в 2025 году приведет к подорожанию машин в России на 10–15%. Кроме того, он уверен, что ключевая ставка ЦБ также будет увеличиваться соответственно инфляции. В связи с этим ставки по кредитам вырастут еще сильнее.
Директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов спрогнозировал рост цен на новые «официальные» автомобили в 2025 году на 10%.
«Мы говорим, если считать размыто за год, основываясь на тех вводных, что есть сейчас, со ступенчатым повышением. Речь об официальных франшизах. С машинами, которые ввезены по параллельном импорту, ситуация развивается реактивно, так как цены сразу реагируют на изменения курса национальной валюты и тарифа утильсбора. И мы вполне можем увидеть рост на 15-18%», — добавил он.
Падение курса затронет все без исключения машины
Новые ставки утиля не единственный фактор, который будет двигать цены на машины вверх в 2025 году. Также прямое воздействие окажет падение курса рубля. Причем, как отметила Байбароша, этот фактор затронет и отечественный автопром.
«Дело в том, что ослабление рубля повлечет за собой рост цен на импортные комплектующие и материалы, и машины подорожают на 7–10%», — объяснила она.
Байбароша добавила, что в процентном отношении при этом больше других подорожают модели массового сегмента. Эксперт подчеркнула, что для них увеличение цены на 132 000 руб. может стать критичным, так как ценник перешагнет психологический барьер в 2 млн руб.
«Что касается премиальных автомобилей, то дополнительные затраты практически незаметно растворятся в их и без того высоком ценнике. В среднем же ожидается подорожание новых автомобилей к весне 2025 года на 15–20%», — резюмировала она.
Сергей Целиков также считает ослабление рубля к мировым валютам одной из вероятных причин роста цен на машины в 2025 году. По словам аналитика, автомобиль за счет высокой валютной составляющей также постепенно «догоняет» курс.
«В первую очередь подорожает прямой импорт, потом иномарки местной сборки, потом и наши марки», — рассказал он.
Эксперт добавил, что этот фактор в совокупности с ростом утиля и переходом модельного ряда на 2025 дадут по меньшей мере +10–20% роста стоимости новых автомобилей в следующем году.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин тоже считает, что валютные колебания наверняка затронут цены на автомобили в России. Эксперт объяснил, что удерживать стоимость машин продавцы пока еще могут из-за складских запасов, которые не безграничны.
«Подорожание коснется всех автомобилей. Валютная составляющая есть у всех машин, которые представлены на нашем рынке, даже отечественных компаний. Последние, правда, перепишут прайс-листы с некоторой задержкой», — заявил он.