Расшифровка обозначений моторных масел 5W-30 и 5W-40
Важнейшей — хотя и не единственной — задачей моторного масла является снижение износа контактирующих друг с другом подвижных деталей двигателя. Эта способность во многом зависит от вязкости масла. Чем оно более жидкое, тем легче прокачивается по каналам в сильный мороз, облегчая запуск остывшего ДВС. Напротив, более густое масло создает на поверхности деталей более прочную защитную пленку в условиях высоких температур.
Показатель вязкости моторных масел лег в основу их классификации, разработанной изначально SAE, Американским сообществом автомобильных инженеров, и ставшей затем общепринятой. Буквенно-цифровые индексы, которые присваиваются маслам, позволяют определить их сезонность и показатели вязкости в определенном температурном диапазоне.
О сезонности масла позволяет судить маркировка:
- Х/ХХW (где Х/ХХ — одно- или двузначное число, а W — сокращение от английского winter, «зима»): зимние масла;
- XХ: летние масла;
- XW–XX: всесезонные масла.
Таким образом, как моторное масло 5W-30, так и 5W-40 относятся к категории всесезонных.
Первая цифра индекса (0, 5, 10, 15, 20) в сочетании с буквой W — показатель низкотемпературной вязкости, по которому можно определить минимальные температуры прокачиваемости масла по каналам внутри ДВС и гарантированного запуска при исправном аккумуляторе. Для перевода условных единиц индекса в градусы существуют специальные таблицы. Так, цифра «5» соответствует названным параметрам -35 ºС и -30 ºС. Однако, как правило, производители закладывают некоторый запас по низкотемпературной вязкости.
Двузначное число (30, 40, 50) в индексе за буквой W характеризует высокотемпературную вязкость. Это показатель того, как сильно масло разжижается при нагревании до +100 ºС. Чем больше двузначное число в индексе, тем лучше масло сохраняет свои смазывающие свойства в жару. Само число в целом соответствует температуре окружающего воздуха в градусах Цельсия.
Моторные масла 5W-30 и 5W-40: отличия
Как следует из буквенно-цифровых индексов, моторные масла 5W-30 и 5W-40 обладают одинаковыми показателями низкотемпературной вязкости, поэтому в обоих случаях обеспечивается запуск ДВС на холодную при температурах за бортом примерно до -30 ºС или чуть ниже. Различия более отчетливо проявляются в жаркую погоду.
Какое масло гуще: 5W-30 или 5W-40
Моторное масло 5W-40 гуще, поэтому в жару разжижается меньше, что позволяет сохранить на деталях двигателя более прочную защитную пленку. Особенно это важно для высокомощных, высоконагруженных ДВС, которые в силу своей природы греются сильнее.
Бóльшая вязкость масла 5W-40 также позволяет отчасти компенсировать увеличение зазоров у достаточно изношенных ДВС и снизить расход лубриканта на угар. Оборотная сторона медали — более густое масло 5W-40 заставляет двигатель работать с увеличенным усилием, что выражается в снижении показателей экономичности.
Какое моторное масло лучше: 5W-30 или 5W-40
Так что же предпочесть? Прежде всего необходимо руководствоваться официальными рекомендациями. Не стоит использовать моторное масло 5W-40 даже в условиях жаркого климата, если этого не допускает компания — производитель автомобиля. Величина зазоров в ДВС может быть недостаточная, чтобы обеспечить поступление к его контактирующим компонентам более густого масла, что существенно сократит ресурс двигателя.
Если же владельцу автомобиля предоставляется возможность выбора между маслами 5W-30 и 5W-40, следует учитывать:
- климатические условия, в которых эксплуатируется машина. В центральной полосе России и более северных регионах страны в случае с новым автомобилем предпочтительнее 5W-30;
- степень износа двигателя. Если имеются признаки масложора (читайте о нем по ссылке), целесообразно перейти на использование масла 5W-40.
Можно ли смешивать масла 5W-30 и 5W-40
В случае крайней необходимости смешивать масла 5W-30 и 5W-40 можно, особенно в зимний период, когда различия в высокотемпературной вязкости лубрикантов не имеют существенного значения. Однако категорически не рекомендуется смешивать масла с разной основой, особенно синтетику и минералку. Желательно также, чтобы смешиваемые масла были одного производителя и с одинаковыми классами качества по API и ACEA. В любом случае полученный «коктейль» необходимо как можно быстрее заменить на рекомендованное компанией-производителем масло, не забыв при этом промыть двигатель, и установить новый масляный фильтр.
Читайте также:
- Какое масло заливать в двигатель в зависимости от топлива и пробега
- Что такое вязкость моторного масла и как она расшифровывается
- Как проверить моторное масло на подлинность и где купить оригинальное
- Спортивное масло для двигателей: бывает ли такое?
- Что такое масложор и как от него избавиться
- Эксперт рассказал о проблемах при смешивании моторных масел
- Какое масло меньше всего угорает в двигателе