Что такое кроссовер
Кроссовер — это автомобиль повышенной проходимости, являющийся гибридом между полноценным внедорожником и обычной легковушкой. Частично обладая ключевыми преимуществами обоих «прародителей», кроссоверы не лишены и ряда соответствующих недостатков. В общем случае главными признаками кроссовера являются следующие черты:
- Усиленный кузов. Сегодня почти все производители используют интегрированную раму. Это конструкция, в которой классические лонжероны (несущие силовые элементы) увеличены и скорее напоминают раму внедорожника. При этом они выполнены не отдельной «тележкой», а заодно с кузовом. Интегрированная рама позволяет добиться высокой жесткости на кручение и приемлемой массы, не сильно повышая центр тяжести.
- Увеличенный дорожный просвет. Кроссовер обязан не бояться как минимум городских бордюров.
- Наличие полного привода. Если не в базовой комплектации, то хотя бы опционально.
Откуда взялось слово «кроссовер»?
Это буквальная русификация английского глагола cross over — «переходить», «пересекать». Вторая интерпретация — прилагательное crossover: «перекрестный». Что конкретно подразумевалось корпорацией Chrysler, когда она в 1987 году ввела термин, до конца не ясно. С одной стороны, это можно понимать как скрещивание двух классов машин: внедорожников и легковушек. С другой — могло подразумеваться произошедшее в том же году слияние двух брендов: Jeep и AMC. Тем не менее лавинообразный рост популярности машин, сочетающих свойства «гряземеса» и городского универсала, настал сильно позднее, в начале 90-х годов.
Плюсы и минусы кроссовера
Как и любое универсальное решение, кроссовер — детище компромиссов.
Плюсы:
- Повышенная проходимость при уровне комфорта, близком к легковому. Собственно, это основной актив, ради которого и разрабатывался такой тип автомобиля.
- Вместимость. Конечно, все зависит от конкретной модели, но классический кроссовер — это двухобъемный пятидверный кузов.
- Активная безопасность. Если кроссовер оснащен полным приводом (сегодня это электронно-управляемые муфты), то в гололед, дождь или на скользкой грунтовке он будет предсказуемее, чем легковушка с одной ведущей осью.
Минусы:
- Более массивный конструктив подразумевает больший вес. Как следствие — при одинаковых внешних габаритах кроссовер, скорее всего, будет «прожорливее» седана или универсала схожего года и ценового класса.
- Управляемость кроссовера почти всегда будет уступать аналогичному по размерам универсалу или седану. И хоть сегодня разница все сильнее нивелируется, еще 10–15 лет назад она была очень заметна.
- Обслуживание и детали для кроссовера всегда дороже, чем у схожих по габаритам чисто асфальтовых автомобилей.
Что такое паркетник
Паркетник — это автомобиль, который уже «перерос» класс городских машин, но еще не может считаться полноценным кроссовером. В отличие от англоязычного термина, который обсуждали выше, нарицательное «паркетник» — чисто российская придумка. Вероятно, имеется в виду, что машина только в теории может передвигаться вне асфальта. На практике же ее удел — гладкий «паркет». О преимуществах и недостатках скажем далее, а пока порассуждаем о классификации.
Чем кроссовер отличается от паркетника
Однозначного ответа нет, а в разговорной практике между словами фактически стоит знак равенства. За последние полтора десятилетия производители так размыли границы классов, что паркетником запросто могут назвать обычный переднеприводный хетчбэк с парой сантиметров лишнего просвета. А кроссовером считается иной универсал с полным приводом и «внедорожным» обвесом. Тем не менее есть сторонники мнения, согласно которому паркетник имеет ряд вполне определенных отличий от кроссовера. Среди них:
- Базирование на легковой модели с минимальными изменениями. Тогда как кроссовер либо создается с нуля, либо имеет глубоко переработанную платформу.
- В базе у паркетника всегда будет передний привод. При этом не обязательно, что версии 4х4 вообще существуют.
- Отсутствие интегрированной рамы (используется обычный несущий кузов).
Таким образом, паркетник можно считать уже не городской легковушкой, но еще и не кроссовером. Среди известных примеров: Renault Sandero Stepway, «Лада Ларгус Кросс» и т.п. Повторимся, что перечисленные признаки — лишь «народная» классификация, как и само понятие «паркетник».