Рассказываем о самых важных изменениях и инициативах, связанных с ОСАГО. Часть из них уже воплотилась в жизнь, иные находятся на стадии обсуждения или внесены в Госдуму.
Краткосрочные полисы обрушились в цене
Вступившие в силу с 2 марта 2024 года поправки в закон об ОСАГО позволили автовладельцам покупать краткосрочные полисы автогражданки. Прежде срок действия страховки был рассчитан на один год, однако теперь можно заключить договор сроком от одного дня до трех месяцев. Такие полисы имеют отсроченное действие: они вступают в силу через три дня после заключения договора, если в документе не предусмотрен более ранний момент вступления в силу.
Понижающие коэффициенты страховых тарифов для краткосрочных полисов определяются страховщиками самостоятельно, а сведения о размере этих коэффициентов размещаются на их сайтах. При этом стоимость краткосрочного полиса не может превышать стоимость годовой страховки. Продлевать срок действия краткосрочного договора ОСАГО до годового и наоборот законом запрещается.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) подсчитали, что по сравнению с мартом величина средней премии по краткосрочным договорам уже упала в восемь раз. Если в марте их в среднем продавали по 3755 руб., то в конце ноября — 449 руб. Всего уже было оформлено более 516,6 тыс. краткосрочных договоров. Преимущественно услугой пользуются водители такси — 93,4% всех случаев.
Единый полис на Россию и Белоруссию
Пока работа над созданием единого для России и Белоруссии полиса ОСАГО продолжается, но сроки начала действия системы уже определены — это случится с 1 января 2025 года. Соответствующий закон одобрен Госдумой во всех трех чтениях.
Расширение действия полиса на соседнюю страну будет для автовладельцев России и Белоруссии опциональным. Оформлять расширенные полисы смогут лишь страховые компании, постоянно присутствующие на рынке России или Белоруссии. Автомобиль, на который оформляется расширенный полис, должен быть зарегистрирован на территории Союзного государства.
Примечательно, что условия для россиян и белорусов по-прежнему будут разными: каждая из стран продолжит следовать своей тарифной политике, из-за чего страховка в Белоруссии значительно дешевле, а выплаты после ДТП выше.
Если в России максимальная выплата по ОСАГО ограничена суммой 400 тыс. руб. в отношении имущества и до 500 тыс. руб. в случае причинения вреда жизни и здоровью людей, то в Белоруссии лимит в обоих случаях — €10 тыс. (в том числе более €4 тыс. закладывается на возмещение расходов, связанных с погребением).
Изменение тарифов
В пресс-службе РСА сообщили редакции Autonews.ru, что в настоящее время готовится акт Банка России, предусматривающий выделение коэффициентов мощности и возраста-стажа для мотоциклистов, точечные изменения территориального коэффициента, а также изменение тарифного коридора для ряда ТС. Дополнительных подробностей не приводится.
В «Ингосстрахе» добавили, что планируется расширение тарифного коридора для грузовиков и рейсовых автобусов.
Штраф за отсутствие ОСАГО поднимут в шесть раз
В Госдуме на рассмотрении находятся поправки, предусматривающие значительное усиление ответственности за повторную езду без полиса ОСАГО. Соответствующая инициатива, внесенная парламентом Кабардино-Балкарии, предполагает увеличение штрафа за отсутствие полиса с нынешних 800 руб. до 5 тыс. руб. Данный штраф не повышался в России ни разу с момента запуска в 2002 году системы страхования автогражданской ответственности. Если инициатива будет принята, штраф вплотную приблизится к средней стоимости годового полиса ОСАГО (сейчас чуть менее 8 тыс. руб.).
Инициатива нашла поддержку как у представителей страхового сообщества, так и у МВД. На настоящий момент, по подсчетам РСА, почти каждый десятый автомобиль выезжает на дороги без страховки. В первом чтении законопроект был принят 26 ноября. В срок до 10 декабря к нему должны быть подготовлены поправки.
До принятия законопроекта и вступления его в законную силу водителей по-прежнему будут наказывать за езду без ОСАГО штрафом в размере 800 руб., который можно оплатить с 50-процентной скидкой. За повторное совершение правонарушения в течение года усиления ответственности в действующем законодательстве не предусмотрено.
Расширение действия компенсации из фонда РСА
К закону об ОСАГО подготовлены поправки, в соответствии с которыми предлагается осуществлять страховое возмещение пострадавшему в ДТП имуществу из фонда РСА при отсутствии у виновника аварии действующего полиса автогражданки. В этом случае профессиональное объединение страховщиков получит право требования о возмещении компенсационных выплат с лица, причинившего вред. Закон об ОСАГО придется дополнить соответствующей главой.
По действующим правилам, при отсутствии у виновника ДТП страхового полиса возмещение потерпевшей стороне осуществляется из компенсационного фонда, в который страховые компании отчисляют 3% от размера страховой премии с продажи полиса. Однако из фонда компенсируется лишь вред, причиненный жизни и здоровью граждан.