Поставки машин премиальных марок BMW, Mercedes-Benz и «прочих Jaguar» в Россию единичными партиями пока возможны, но из-за дороговизны покупатели нередко присматриваются к люксовым «китайцам». Большая их часть официально у нас не представлена, однако ввоз в страну осуществляют и частники, и крупные дилерские центры.
«Китайцы» для внутреннего рынка технологичны и современны, а по ряду позиций превосходят именитых «европейцев», да и стоимость на фоне последних выглядит весьма привлекательной. Но есть и оборотная сторона, о которой говорить не принято. Чем же болеют «параллельные» машины из КНР, Autonews.ru рассказали автовладельцы и представители дилерского сообщества.
Первые звоночки
Массовые поставки автомобилей диковинных для России марок вроде Zeekr и LiXiang начались сразу после ухода мировых автопроизводителей в 2022 году. Премиальным «немцам» очень быстро нашли замену, но автовладельцы тут же столкнулись с трудностями невиданных масштабов: автомобили могут быть отключены и превратиться в «кирпичи» по решению автопроизводителей, опасающихся вторичных санкций. Летом 2024 года тот же Zeekr официально подтвердил, что будет отключать «серые» машины в России дистанционно, поскольку с его стороны разрешения на их поставки в страну не было. Блокировки ряда функций начались с 15 июля. Аналогичным образом осенью поступил и Avatr по отношению к машинам, завезенным окольными путями.
И это лишь одна из проблем, решить которую чрезвычайно сложно и дорого. Хотя, впрочем, российские сервисмены научились «ломать» софт и «оживлять» машины — так же, как и адаптировать программное обеспечение к нашим условиям эксплуатации. Однако стоит это недешево.
Типичные проблемы
Форумы обладателей автомобилей LiXiang, Zeekr, Avatr, Xiaomi и Nio пестрят однотипными вопросами, посвященными схожим проблемам: трудностям в ремонте и обслуживании, блокировкам интерфейса или части его функций, русификации мультимедиа и приборной панели, неработоспособности навигации и невозможности подключения смартфона по протоколам Apple CarPlay и Android Auto. Кроме того, практически у каждой отдельно взятой модели есть «детские болезни» и типичные поломки, для устранения которых автомобили нужно отправлять в Китай.
Наличие огромного букета проблем подтвердил в беседе с Autonews.ru технический директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Никита Родионов. По словам эксперта, чаще всего возникают следующие трудности:
- отсутствие русификации ПО;
- сложности с обслуживанием ряда узлов и агрегатов;
- невозможность подбора запчастей;
- опасность блокировки.
«Даже английский язык в меню присутствует далеко не везде. Конечно, русифицировать уже научились, но такая услуга стоит недешево, и доступна она не везде», — пояснил Родионов. «Большие и красивые мониторы в «неофициальных» автомобилях выдают информацию преимущественно на китайском», — напомнил эксперт.
Руководитель отдела по работе с представительствами легкового транспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша также обратила внимание на неудобство использования «серых» машин: «Многие экземпляры невозможно продиагностировать, другие — не русифицированы».
«К примеру, типичная проблема моделей Geely, Exeed и Li Auto, ввезенных в страну неофициально, — невозможность проведения диагностики некоторых систем. Обслуживание и ремонт автомобилей из КНР, попавших к нам по параллельному импорту, обходятся дороже, для них обязательно используются оригинальные детали и требуется адаптация», — конкретизировала эксперт.
Основные недочеты люксовых «китайцев»
Главная трудность в содержании и эксплуатации премиальных «китайцев» заключается в том, что это не просто машины, а компьютеры на колесах, и большинство функций можно отключить или включить «по воздуху». Для полноценного использования нужен так называемый мастер-аккаунт, создать который могут только одобренные производителем пользователи — китайцы. К примеру, основным условием использования машин Zeekr является авторизованная заводом-изготовителем сим-карта. Аналогичным образом устроены и модели-конкуренты. Решать проблему мастер-аккаунта приходится всем без исключения обладателям китайского премиума для внутреннего рынка, и далеко не всегда мероприятие завершается успехом.
К примеру, российские обладатели Nio ES8 до сих пор не нашли способ сменить системное время с китайского на наше. На все Nio, выпущенные до третьего квартала 2023 года, не «прилетают» обновления прошивки «по воздуху» — обновить автомобили можно лишь через сервисный центр с подключением специализированного оборудования. Решить проблему помогают приезжие специалисты из Узбекистана, а стоимость услуги превышает 100 тыс. руб. Российских карт в навигаторе этих машин тоже нет, а залить данные невозможно. Голосовой помощник понимает лишь английские команды, но не все из них выполняет, а отвечает чаще на китайском. Apple CarPlay и Android Auto на Nio не работают.
Обладатели машин Xiaomi также бьются над созданием мастер-аккаунтов, необходимых для полноценного использования всех функций, но не помогает в этом даже обращение в службу поддержки бренда. С российской сим-карты часть функций фирменного приложения вообще не грузится. Привязывать автомобиль приходится к человеку с китайским телефонным номером и паспортом. По отзывам самих владельцев, пока передать мастер-аккаунт возможно только в Китае. Без этого в России не работают автопилот, автопарковка, выбор и настройка режимов вождения, а также отсутствует возможность подключить некоторые аксессуары.
Официальное руководство по ремонту есть только на китайском языке, а при установке неоригинальных запчастей машину перестают обновлять в принципе: на Xiaomi все оригинальные детали имеют ключи безопасности — несколько пользователей уже столкнулись с проблемами после замены фар. Если ключи не подходят, то обновления блокируются.