Правда ли, что вредно выворачивать руль на парковке?
Нет, не правда. Это если совсем коротко отвечать на вопрос, встречающийся в обсуждениях на форумах. А далее разберем его подробно, с разных ракурсов. Ведь под целесообразностью выворачивания руля можно понимать как техническую сторону, так и момент безопасности во время стоянки. Поясним оба аспекта.
Техническая сторона
Сразу о главном: если автомобиль в исправном состоянии, ему абсолютно все равно, как вы будете выставлять колеса на парковке.
Если забить вопрос в поисковик, интернет непременно выдаст кучу статей, так или иначе копирующих друг друга. Суть в них одна: вывернутый до упора руль на машинах с гидроусилителем — это вредно и такого лучше избегать. Объясняется двумя причинами.
Якобы нагружаются гидроусилитель руля и его компоненты
Типичный миф, уходящий корнями в древность «благословенных» 90-х годов, когда заветная иномарка (а откуда гидроусилителю взяться на «Ладах» и «Волгах») доставалась многим гражданам в плачевном состоянии. И конечно, машины далеко не первой свежести постоянно капризничали. В частности, при вывернутом до предела руле изношенный ГУР выдавал себя свистом, писком, сильным шипением и прочими аномальными симптомами. Заодно текли и даже лопались давно потрескавшиеся шланги и ослабшие соединения. Да и сегодня при «усталости» рулевого все будет точно так же. Вот только конструктивные недостатки ГУРа здесь совершенно ни при чем.
- Во-первых, в любом контуре гидроусилителя есть перепускной клапан. Еще его называют разгрузочным. Он нужен как раз для стравливания избыточного давления гидравлической жидкости, возникающего при самых крайних положениях рулевого колеса. Именно он издает характерное шипение — его слышно и на исправной машине, это нормально. Но когда автомобилю третий десяток лет, а жидкость в системе меняли в лучшем случае один раз, работа «перепуска» действительно может спровоцировать течи в системе и даже поломку насоса. Только руль до упора здесь — лишь триггер неизбежного, а не прием, которого нужно бояться и избегать.
- Во-вторых, каждый может провести простейший эксперимент. Запарковаться, вывернуть рулевое колесо до упора и удерживать — послышится привычное шипение клапана. А отпустив руль, убедиться, что шипения больше нет, а баранка вернулась на некоторое количество градусов обратно. Можно повторить и с выключением двигателя: держим рулевое колесо «в упоре», выключаем зажигание. Отпускаем руль — все повторяется. Руль возвращается на 15–30 градусов обратно, а после повторного запуска, если его не трогать, шипения уже не будет. Разгадка проста: перепускной клапан работает только в случае принудительного удерживания рейки в крайнем положении.
В некоторых руководствах сказано, что руль не стоит держать в крайних положениях подолгу — это вызывает дополнительную нагрузку на систему. И это так. Но речь, напомним, идет о парковке, а не принудительном удержании руля по несколько минут.
Якобы страдают пыльники ШРУСов
Данный аргумент и вовсе вызывает недоумение. Да, выворот колес действительно сжимает «гармошку» пыльника с одной стороны. Но, следуя такой логике, машину лучше вообще не выкатывать из гаража. Ведь ежедневно на подвеску и все ее элементы обрушиваются сотни и тысячи всевозможных мелких ударов, толчков и иных воздействий.
С точки зрения безопасности
Теперь о том, когда аргументы касательно выворота руля вполне обоснованны. Но и здесь ситуации диаметрально разнятся: на уклоне руль выворачивать однозначно стоит, а вот на ровной парковочной площадке — нет.
Парковка на уклоне
Такой сценарий четко описан в ПДД — пусть не в качестве требований, но рекомендаций. Все просто: оставляете машину носом в горку — руль в сторону дороги. Запарковались под горку — руль в сторону обочины. Объяснение: при откате назад (когда не удержала передача или ручник) вывернутое колесо упрется в бордюр, и машина не поедет дальше.