branding imagebranding image
Autonews
Конспекты Михаил Овсянников
Подписаться на Telegram-канал

Почему плохо греет печка в машине: причины и способы решения проблем

Дело близится к зиме. Самое время проверить работоспособность печки в автомобиле. Что делать, если она почти или совсем не греет?
Фото: frantic00 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: frantic00 / Shutterstock / FOTODOM

Устройство системы отопления автомобиля

В автомобиле с ДВС нет иного эффективного источника тепла для обогрева салона, кроме самого двигателя. Встречающиеся на ряде моделей с ДВС встроенные электронагреватели — лишь вспомогательное средство поддержания комфортного микроклимата на борту. В процессе работы ДВС генерирует тепло, избытки которого отводятся с помощью системы охлаждения (подробнее о ней читайте по ссылке). В случае с ДВС, имеющим наиболее распространенную жидкостную систему охлаждения, основным поставщиком тепла в «жилую зону» является нагретый антифриз. «Ответвлением» системы охлаждения двигателя является система отопления салона. Ее основные элементы:

  • помпа (насос) — обеспечивает циркуляцию антифриза по системе охлаждения ДВС/отопления салона;
  • радиатор отопителя — компактнее радиатора ДВС и располагается за передней панелью;
  • трубки подачи и отвода охлаждающей жидкости, поступающей в радиатор отопителя;
  • вентилятор отопителя — прогоняет через соты радиатора печки холодный воздух, который забирает тепло у нагретого антифриза и поступает в салон через дефлекторы системы обдува.

Плохо греет печка в машине: причины

Наиболее распространенные причины плохой работы печки следующие.

Воздушная пробка в системе охлаждения

Воздушные пробки в системе охлаждения ДВС могут возникнуть при:

  • замене антифриза, в том числе связанной с заменой радиатора двигателя или печки;
  • неисправности встроенного (-ых) в крышку расширительного бачка или пробку основного радиатора клапана (-ов) регулировки давления в системе охлаждения. В этом случае потребуется очистить клапан (-ы), а если это не помогает, то заменить их;
  • утечке антифриза из-за негерметичности уплотнителей, сальника помпы, шлангов, ослабшей затяжки хомутов последних, повреждения прокладки головки блока цилиндров. В этом случае требуется протяжка хомутов шлангов, замена уплотнителей, сальника помпы и прокладки головки ГБЦ. Последние две операции лучше доверить профессиональным механикам. Устранив причины утечки, долить антифриз в расширительный бачок, чтобы уровень охлаждающей жидкости находился между отметками «MIN» и «МАХ» на корпусе бачка.

Фото:  Naps / drive2.ru Статьи 9 марта Чем лучше промыть радиатор печки автомобиля в домашних условиях
Фото: Shutterstock Конспекты 25 февраля 2022 Как промыть систему охлаждения и ничего не сломать

Для устранения собственно завоздушивания в системе охлаждения используются, как правило, два способа.

Первый способ не самый оптимальный, поскольку не всегда позволяет полностью устранить воздушную пробку.

  1. Домкратом поднять переднюю часть автомобиля на 40–50 см.
  2. Затянуть стояночный тормоз.
  3. Открутить пробку расширительного бачка.
  4. Запустить двигатель.
  5. Включить печку в салоне на полную мощность.
  6. Аккуратно долить антифриз в расширительный бачок до имеющейся на нем отметки «МАХ».
  7. Педалью газа поднять обороты ДВС до 3000 в минуту и прогреть двигатель до температуры +90°C.
  8. Сжимать и разжимать патрубок, который отводит тепло от радиатора ДВС для создания в системе охлаждения давления, позволяющего выгнать воздушную пробку.
  9. Продолжить прокачку до тех пор, пока печка не начнет подавать в салон горячий воздух.
  10. Опустить автомобиль с домкрата.
  11. Дать ДВС остыть.
  12. Долить антифриз в расширительный бачок, чтобы уровень охлаждающей жидкости находился между отметками «MIN» и «МАХ» на корпусе бачка.
  13. Закрутить крышку расширительного бачка.

Долить антифриз в расширительный бачок нужно так, чтобы уровень охлаждающей жидкости находился между отметками «MIN» и «МАХ» на корпусе бачка
Долить антифриз в расширительный бачок нужно так, чтобы уровень охлаждающей жидкости находился между отметками «MIN» и «МАХ» на корпусе бачка (Фото: Nattawit Khomsanit / Shutterstock / FOTODOM)

Второй способ.

  1. Долить антифриз до отметки «МАХ» на корпусе расширительного бачка.
  2. Закрыть крышку расширительного бачка.
  3. Прогреть ДВС до температуры +60°C;
  4. Надеть резиновые перчатки и, аккуратно сняв самый верхний патрубок системы охлаждения, поместить его свободный конец в большую емкость.
  5. Открутить крышку расширительного бачка.
  6. Закрыв чистой тканью горловину расширительного бачка, начать дуть в нее (можно использовать насос или компрессор для подкачки шин).
  7. Продолжить продувку до того момента, когда из патрубка в емкость польется антифриз без пузырьков воздуха.
  8. Установить снятый патрубок на место.
  9. Долить антифриз в расширительный бачок, чтобы уровень охлаждающей жидкости находился между отметками «MIN» и «МАХ» на корпусе бачка.
  10. Закрутить крышку расширительного бачка.

Неисправность термостата

Термостат — это управляемый термоэлементом клапан, в зависимости от температуры антифриза направляющий эту жидкость по малому (в обход радиатора двигателя) или большому кругу системы охлаждения ДВС. Заклинивание термостата в открытом положении не позволяет двигателю быстро прогреваться до рабочей температуры, особенно в зимний период. Это, в свою очередь, оборачивается резким снижением эффективности работы печки.

Термостат — это управляемый термоэлементом клапан, в зависимости от температуры антифриза направляющий эту жидкость по малому (в обход радиатора двигателя) или большому кругу системы охлаждения ДВС
Термостат — это управляемый термоэлементом клапан, в зависимости от температуры антифриза направляющий эту жидкость по малому (в обход радиатора двигателя) или большому кругу системы охлаждения ДВС (Фото: Palitsyn Evgenii / Shutterstock / FOTODOM)

Для проверки и возможной замены термостата необходимо выполнить следующие действия.

  1. В целях безопасности дать ДВС остыть.
  2. Сняв шланг в нижней части радиатора, а также открутив пробку (при наличии) на блоке цилиндров, слить всю охлаждающую жидкость.
  3. Демонтировать термостат, который, как правило, находится в месте выхода охлаждающей жидкости из головки блока цилиндров или на входе помпы.
  4. Проверить работоспособность термостата, если он механический, а не с электронным управлением. Для этого снятый термостат поместить в кипящую воду и определить, открывается ли клапан под воздействием расширения находящегося внутри устройства состава на основе воска.
  5. Если термостат неисправен, заменить его вместе с уплотнителями.
  6. Установить на место снятый шланг радиатора ДВС и пробку (при наличии) на блоке цилиндров.
  7. Открутить крышку расширительного бачка и залить необходимое количество антифриза. О том, как правильно выполнять эту операцию, читайте по ссылке.
  8. Закрутить крышку расширительного бачка.

Помпа системы охлаждения ДВС вышла из строя

Помпа системы охлаждения ДВС выходит из строя из-за износа подшипников и/или крыльчатки. Ускорить этот процесс может некачественный антифриз. Помпа меняется в сборе. Для этого нужно:

  • дав ДВС остыть, слить охлаждающую жидкость;
  • демонтировать помпу (как правило, она находится рядом с термостатом);
  • установить новую помпу вместе с уплотнителями;
  • залить необходимое количество антифриза в расширительный бачок;
  • закрутить крышку расширительного бачка.

Замену помпы, которая приводится от коленвала или механизма газораспределения ДВС, лучше доверить профессиональным механикам.

Забился салонный фильтр

Салонный фильтр, выполненный из специальной бумаги или синтетических волокон, со временем забивается пылью, грязью, мелкими листьями и т.д., создавая барьер на пути поступления воздуха в «жилую зону» автомобиля. Соответственно, снижается эффективность работы печки. Для устранения проблемы необходимо:

  • ознакомившись с инструкцией по эксплуатации автомобиля, установить место, где находится салонный фильтр;
  • заменить салонный фильтр на новый, следуя рекомендациям инструкции по эксплуатации машины.

В случае невозможности замены можно попытаться очистить фильтр сжатым воздухом. А если фильтр изготовлен с использованием синтетических волокон — аккуратно промыть его в теплой воде и после просушки установить на место.

Салонный фильтр постоянно поглощает и удерживает в себе загрязнения, со временем он забивается и его фильтрующие характеристики ослабевают
Салонный фильтр постоянно поглощает и удерживает в себе загрязнения, со временем он забивается и его фильтрующие характеристики ослабевают (Фото: wellphoto / Shutterstock / FOTODOM)

Засорение радиатора печки

Накипь, образовавшаяся от использования в системе охлаждения ДВС обычной воды или некачественного антифриза, ухудшает циркуляцию нагретого антифриза по трубкам радиатора печки, что снижает эффективность последней. К этому же приводит загрязнение сот радиатора, возникающее из-за того, что водители в целях экономии не устанавливают салонный фильтр. О засоре радиатора печки свидетельствует температура патрубков (один слегка теплый, а второй горячий) системы отопления, ведущих из моторного отсека в салон.

Для устранения засора сот радиатора печки потребуется выполнить ряд манипуляций.

  1. Установить место расположения радиатора. Доступ к нему — в зависимости от конструкции автомобиля — может быть как снаружи автомобиля, так и из салона. В последнем случае для демонтажа радиатора отопителя придется полностью или частично демонтировать переднюю панель в салоне.
  2. Слить охлаждающую жидкость.
  3. Демонтировать радиатор отопителя.
  4. Продуть соты радиатора сжатым воздухом.
  5. Установить радиатор отопителя на место, предварительно обработав его прокладки герметиком.
  6. Залить необходимое количество антифриза в расширительный бачок.
  7. Закрутить крышку расширительного бачка.

Для промывки трубок радиатора отопителя без его демонтажа нужно выполнить следующие действия.

  1. Прогреть ДВС до рабочей температуры, чтобы размягчить отложения накипи.
  2. Дождавшись, когда антифриз несколько остынет, отсоединить два патрубка, идущих из моторного отсека к отопителю.
  3. Подготовить заливную емкость с раствором промывочного средства (лучше использовать качественное, заводского производства) и вторую емкость — для слива антифриза.
  4. Через шланг подсоединить к одному патрубку подходящую водяную электропомпу, опущенную в емкость с промывочным раствором. Второй шланг подсоединить ко второму патрубку и опустить в подготовленную емкость.
  5. Включить помпу и дождаться, пока весь состав, пройдя через радиатор отопителя, не выйдет обратно в сливную тару. Пропуская слитое моющее средство через фильтр (можно использовать тряпицу или чулки), процесс необходимо повторять до тех пор, пока на выходе не будет чистой жидкости, без крупных фракций и абразива. Систему можно закольцевать, забирая жидкость помпой сразу из сливной тары через фильтр. Также нелишним будет периодически менять направление движения жидкости, чтобы отслоение грязи шло эффективнее. В остальном следует придерживаться рекомендаций производителя промывочного средства.

Промывка трубок радиатора отопителя
Промывка трубок радиатора отопителя (Фото: Kashenko18 / drive2.ru)

Подробнее о способах промывки радиатора отопителя читайте по ссылке.

Как продлить срок службы печки в машине

Заботясь об эффективной работе печки автомобиля, следует:

  • использовать качественный антифриз;
  • соблюдать регламент замены антифриза;
  • регулярно проверять систему охлаждения ДВС на наличие утечек, а при их выявлении оперативно устранять причины потери антифриза;
  • следить за состоянием основного радиатора, не допуская его видимых загрязнений;
  • всегда использовать салонный фильтр и своевременно менять его.

Читайте также: