В 2025 году компаниям BMW и Mercedes необходимо разрешить продавать свои автомобили на российском рынке. Об этом в интервью газете Berliner Zeitung заявил глава консалтинговой фирмы Schneider Group Ульф Шнайдер. По его словам, производителям нужно поторопиться, пока российский рынок окончательно не захватили китайские марки.
Autonews.ru пообщался с экспертами и узнал о перспективах возвращения немецких брендов в Россию: что их тут ждет и о чем следует помнить.
Все зависит от большой политики
Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, говорить о возвращении западных брендов пока преждевременно: от компаний не поступало никаких официальных заявлений. По его словам, в данном вопросе речь идет и о насыщении отечественного рынка, и конкуренции, что поспособствует снижению цен.
«Главное — это интересы наших автолюбителей, наших производителей, наших потребителей, чтобы они могли получать более качественный товар за меньшие деньги. Конечно, государство обязано для этого делать все возможное, одновременно не забывая о своих собственных производителях. Здесь тонкий баланс, но он всегда необходим».
К информации о возможном возвращении в Россию немецких компаний автоэксперты отнеслись скептически. По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, вопрос лежит исключительно в политической плоскости и предсказывать тут какие-то сроки не представляется возможным.
«Финальное решение будет следствием большой политики. Предугадать все достаточно сложно. Скорее можно лишь наблюдать за развитием ситуации», — сказал эксперт.
Аналогичного мнения придерживается глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Он отметил, что возврат глобальных брендов на российский рынок зависит исключительно от геополитического вопроса.
«При этом сам Шнайдер может говорить все что угодно. Все и всё прекрасно и так понимают», — отметил эксперт.
В свою очередь, в пресс-службе ГК «Альфа-Лизинг» не стали исключать вероятного возвращения представителей немецкого автопрома в Россию, однако не без влияния все тех же факторов.
«Прежде всего это геополитическая обстановка, а также общая ситуация с санкциями», — сказал Autonews.ru представитель компании.
Рано радоваться
Руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев обратил внимание на то, что столь громкое заявление сделал представитель консалтинговой компании Schneider Group, которая не имеет прямого отношения к автомобильному бизнесу. Поэтому серьезно относиться к данному призыву все же не стоит, считает эксперт.
«Пока действуют санкции, говорить об этом проблематично. Возможно, заявление Шнайдера стоит больше расценивать как призыв к зарубежным политикам перестать эскалировать ситуацию и начать искать выходы к мирным переговорам, в том числе для того, чтобы спасти крупные немецкие автомобильные компании, которые переживают не лучшие времена», — отметил он.
«Возвращение будет легким, но дорогим»
При этом Мосеев со ссылкой на свои источники в зарубежных автокомпаниях подтвердил информацию об их желании вскоре вернуться в Россию. По его словам, это связано с неудовлетворительными продажами непосредственно в Европе.
«Особенно это касается среднего сегмента, который наиболее сильно пострадал в нынешней экономической ситуации. К тому же важно понимать: чем дольше западные компании будут отсутствовать на российском рынке, тем тяжелее будет их возвращение», — заметил эксперт.
Он добавил, что для этого, разумеется, требуется ослабление санкционного режима, правила которого иностранные автопроизводители строго соблюдают. Мосеев уверен, что при «зеленом свете» возвращение для европейских компаний пока будет «достаточно простым».
«Как будет отмашка их правительства, поверьте, к нам выстроится очередь из зарубежных компаний. Российский рынок представляет для них огромный интерес. Важный момент — наш потребитель до сих пор их хорошо помнит. Да, отчасти российский водитель уже привык к «китайцам», однако надо понимать, что это происходит вследствие отсутствия альтернатив. При этом такой лояльности, которая была в свое время к машинам немецких, японских и корейских брендов, у марок из КНР сейчас нет», — отметил эксперт.