Если лет 15 назад про обогрев лобового говорили в свете обсуждения премиума, сегодня им оснащается даже «Веста» и «Патриот» (но досанкционный). Конечно, противники всего нового скажут, что и до этого как-то жили. Тем не менее нажать кнопку и через пять минут смахнуть со стекла воду, как ни крути, удобнее манипуляций со скребком на морозе. И все же некоторые нюансы есть.
Как работает обогрев лобового стекла
Общий принцип аналогичен классическому обогреву заднего или зеркал: ток нагревает электропроводящие нити, за счет чего лед тает. Вторая важная функция — «распотевание» стекла, с которым обогрев также справляется очень быстро. Но отличия в технической реализации обогревов заднего и ветрового стекол значительные.
На заднем стекле все видели характерные горизонтальные полоски — это и есть нити, по которым идет ток. Они наносятся на стекло с внутренней стороны, уже после его (стекла) изготовления. Даже несмотря на то что нити очень тонкие, они хорошо заметны. Если такое стекло поставить спереди, обогрев будет мешать обзору. Поэтому технология нанесения электропроводных нитей для лобового совсем другая. Они представляют собой тончайшие, практически незаметные зигзагообразные полосы, которые уложены между слоями стекла. С одной стороны, это гарантирует защиту от внешних механических повреждений, что нередко случается с задним обогревом, особенно на универсалах и хэтчбеках. С другой же, в случае повреждения нить на заднем стекле часто можно восстановить (есть специальные наборы). А вот если перегорит часть проводников в лобовом, это уже навсегда. Впрочем, встроенные нити очень надежны и сами по себе перегорают редко.
Как включить обогрев лобового стекла
Активация требует единственного движения — нажатия кнопки на центральной консоли управления. Правда, современные тенденции все чаще приносят эргономику в жертву дизайна. Ввиду чего все чаще можно встретить даже самые базовые функции, упрятанные в недра цифрового меню.
В ряде случаев обогрев лобового задействуется автоматически. Например, на некоторых моделях Ford (Focus, Kuga) при определенной разнице температур на улице и в салоне обогревы срабатывают автоматом. Это происходит сразу при включении зажигания. Также функция может активироваться в режиме максимального обдува (режим max). В общем, все зависит от конкретного автомобиля и настроек климатической установки.
Бывают и совсем неоднозначные алгоритмы. Так, на популярном у нас Haval Jolion обогрев лобового стекла не работает в движении. Вероятно, это сделано с целью снижения нагрузки на генератор и, как следствие, улучшения динамики. Однако от подобной «заботы» большинство владельцев не в восторге.
Обогрев лобового стекла не работает
Причиной отказа могут быть следующие неисправности.
- Сгорел предохранитель. Это самое первое, что должен проверить владелец при неработающем обогреве стекла. Как и всегда, при замене стоит задуматься о причинах инцидента: почти всегда предохранитель является лишь следствием, а не причиной.
- Отказало реле. Довольно редкий случай, но иметь его в виду стоит.
- Проблемы с проводкой. Что-то физически перетерлось или коротит. На автомобилях, в проводку которых не лазили, случается редко. Тем не менее «науку о контактах» всегда стоит учитывать. Подгорание соединительных фишек, короткое замыкание или иные «барабашки» с электрикой — все это может провоцировать как периодическое выгорание предохранителей, так и полный отказ обогрева.
- Повреждение нитей. Это тоже случается, несмотря на то что проводники надежно замурованы в толще стекла.
Иногда при включении обогревается только половина стекла. Дело в том, что за обогрев лобового, как правило, отвечают два предохранителя. Если один из них выбивает, соответственно, не будет работать та часть сетки, за которую он отвечал.
Как проверить обогрев лобового стекла
В особой диагностике данная функция не нуждается. Очевидно, что первым признаком отказа будет отсутствие нагрева. Однако неопытного автолюбителя в замешательство может ввести горящая лампочка при нажатии кнопки: как будто обогрев исправно включился, хотя питания к сетке не поступает.
Здесь базовым методом проверки станет мультиметр. Все предельно просто: нажали кнопку обогрева лобового и замерили напряжение на проводах до стекла. Самое сложное — их найти, но тут советы давать бесполезно, нужно смотреть схему конкретного автомобиля. Если же установить причину своими руками не получается, остается обратиться к электрикам. При этом, если выяснится, что дело в самом стекле (обрыв внутри), выходом будет только замена.