В теории
Покупка машины в дилерском центре многим кажется наиболее безопасной сделкой, гарантирующей прозрачную историю машины, а также отсутствие технических изъянов. Выбрал понравившийся экземпляр, подписал необходимые документы, произвел оплату — и ты владелец достойного во всех планах автомобиля.
Однако нужно помнить, что подержанные машины попадают в дилерские центры разными путями: некоторые напрямую выкупаются у прежних владельцев, иные забираются по трейд-ин, а третьи выставляются на комиссионную продажу. Есть и еще одна категория — реализация по так называемому агентскому договору между реальным владельцем-физлицом и дилерским центром. В последнем случае покупателю не гарантируется почти ничего.
На практике
Агентский договор — это соглашение между агентом (салоном) и хозяином машины, которое позволяет по поручению совершать юридические и иные действия от имени автовладельца за определенное вознаграждение. По факту это означает, что автомобиль не является собственностью дилерского центра, который снимает с себя любую ответственность за реализуемый автомобиль.
Чем грозит покупка
К чему может привести покупка машины по агентскому договору от физического лица, рассказал автоюрист и автор YouTube-канала «Ярдрей» Андрей Подшивалов.
К эксперту обратился владелец Mercedes-Benz GLC. Автомобиль был куплен им в крупном автоцентре в Санкт-Петербурге, однако после завершения сделки выяснилось, что номер двигателя на автомобиле вытравлен, а сама машина представляет собой «конструктор» из разных транспортных средств, даже электрическая проводка в ней установлена не оригинальная, рассказал Подшивалов. Поставить на учет автомобиль в ГАИ отказались.
Обращение покупателя к дилеру, продавшему автомобиль от имени физлица по агентскому договору, ни к чему не привело. В компании заявили, что не несут ответственность за автомобиль, они лишь следят за юридической чистотой сделки. «В данном случае мы предоставляем услугу по юридической чистоте сопровождения сделки», — пояснил менеджер автоцентра.
По словам Подшивалова, аналогичных случаев предостаточно, а решать вопрос с возвратом проблемной машины владельцу приходится, как правило, через суд, прибегая к помощи профессиональных юристов. Салоны в таком случае утверждают, что просто оказывают «услугу по знакомству продавца с покупателем».
В чем выгода для автосалонов
По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, продажа подержанных машин от физлиц по агентскому договору крайне выгодна дилерам.
«При такой схеме продажи салон никакой ответственности не несет: «Мы этот товар не видели и, что он из себя представляет, не знаем». Это очень массовая история. В салоны попадают и битые машины, и авто с юридическими проблемами, и «конструкторы». Для покупателя нет ровным счетом никакой защиты. Такими вещами не гнушаются даже самые крупные компании. Им без разницы, что продавать. Главное — продать», — заметил эксперт.
Автокриминалист Максим Шелков в беседе с Autonews подтвердил, что в автосалоны по данной схеме иногда попадают непроверяемые машины, при покупке которых у новых владельцев возникают юридические проблемы.
«Автосалоны проверяют машины насколько могут, но есть вещи, не проверяемые в принципе. Если что-то случилось и машина оказалась проблемной, предъявить претензии автосалону будет непросто», — сказал эксперт.
Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Александр Холодов также напомнил потенциальным покупателям, что дилеры могут взять автомобиль на комиссию и сами выступить в роли продавца. В этом случае именно салон будет отвечать за чистоту машины и ее техническое состояние. Агентский договор — абсолютно иной случай.
Эксперт напомнил, что салоны зачастую забывают рассказать о проблемах потребителю и делают вид, что просто проходили мимо: «Начинают рассказывать сказки: все, что автосалон продает, это надежно. Многие покупаются на это, а фактически приобретают машину у предыдущего владельца — «физика».