В беседе с Autonews.ru специалисты оценили влияние санкций на стоимость и ассортимент автозапчастей, представленных на начало ноября в российской продаже. Оказалось, что по некоторым категориям цены по отношению к прошлому году даже незначительно снизились, но в целом детали продолжают дорожать. По многим позициям на десятки процентов.
Дорогим маслам нашли замену
Одна из наиболее интересных ситуаций сложилась в сегменте моторных масел. Согласно сведениям, предоставленным Autonews.ru членом правления Союза автосервисов России Ильей Плисовым, на оптовом рынке по Москве и Санкт-Петербургу моторные масла стали стоить в среднем на 2% меньше, чем стоили на 44-й неделе 2023 года. Такие данные были получены при сравнении 3439 артикулов по одним и тем же наименованиям товаров.
Эксперт уточнил, что в рознице масла в любом случае вряд ли стали дешевле. «Как это работает для клиента? Если запчасть в опте стоит 1000 рублей, то игроки могут наценивать от 10 до 100% и продавать в розницу — это то, что платит клиент в сервисе или магазине», — пояснил специалист.
По словам создателя аналитического агентства Aftermarket-DATA Дмитрия Болховского, в настоящий момент на нашем рынке представлено более 220 брендов моторных масел. Распределение рыночных долей основных игроков выглядит так:
Бренд | Доля |
Lukoil | 14,9% |
Shell | 6,8% |
ZIC | 6,4% |
Gazpromneft | 6,3% |
Rosneft | 4,4% |
KIXX | 3,2% |
Liqui-Moly | 3,1% |
Mobil | 2,9% |
ELF | 2,8% |
Motul | 2,8% |
Sintec | 2,7% |
Castrol | 2,7% |
Total | 2,5% |
Idemitsu | 2,4% |
G-Energy | 2,0% |
Rolf | 1,7% |
Hyundai-Kia-Mobis | 1,6% |
Totachi | 1,6% |
Eneos | 1,6% |
S-Oil | 1,4% |
Mannol | 1,4% |
Luxe | 1,3% |
NGN | 1,3% |
Bardahl | 1,2% |
Ravenol | 1,1% |
Teboil | 0,9% |
GM | 0,9% |
Roewe | 0,9% |
Wolf | 0,9% |
Valvoline | 0,9% |
Takayama | 0,8% |
ВМП-Авто | 0,7% |
Micking | 0,6% |
Lavr | 0,5% |
Nissan-Infiniti | 0,4% |
Reinwell | 0,4% |
Ford | 0,4% |
Прочие | 11,4% |
В компании отметили, что доля всемирно известных брендов, ушедших из России (Shell, Mobil, Castrol, Total), продолжает сокращаться. Это уже привело к значительному росту доли российской троицы Lukoil, Gazpromneft и Rosneft, а также увеличению продаж корейских марок ZIC и KIXX. Активно набирают популярность марки Sintec, Rolf, Takayama и бренда Reinwell, созданного бывшим дистрибьютором Liqui-Moly.
Примечательно, что именно категория масел остается лидером среди подделок. По остальным техническим жидкостям и автокомпонентам всплеска роста контрафакта специалисты не заметили.
Напомним, что по состоянию на октябрь 2023 года Союз автосервисов оценивал долю контрафакта в этой категории автомобильных товаров в 30–50%. С тех пор ситуация лишь ухудшалась. По оценке руководителя сервисного направления автомобильного маркетплейса Fresh Александра Носко, в августе 2024 года примерно 54% представленного в продаже масла было контрафактом.
В целом по рынку, согласно статистике Aftermarket-DATA, службы защиты покупателей крупнейших маркетплейсов ежемесячно выявляют до 0,9% контрафакта в обороте площадок. Опросы участников рынка показывают, что объемы подделок запчастей оцениваются менее чем в 0,25%.
В пресс-службе ассоциации «Российские автомобильные дилеры», куда мы обратились за комментариями, также не отметили всплеска роста числа поддельных автозапчастей.
Что подорожало больше всего
Наиболее подорожавшими в опте по отношению к аналогичному периоду прошлого года стали следующие компоненты:
Компонент | Среднее подорожание |
Стойки стабилизаторов | +39% |
Ролики ременных передач | +32% |
Диски тормозные | +29% |
Насосы водяные (помпы) | +28% |
Колодки тормозные | +28% |
Детали рулевого управления | +22% |
Амортизаторы | +21% |
Глушители | +21% |
Фильтры | +20% |
Втулки | +20% |
ШРУСы | +19% |
Опоры шаровые | +19% |
Детали трансмиссии | +15% |
Детали сцепления | +15% |
Щетки стеклоочистителя | +14% |
Ступицы | +14% |
Фары | +13% |
Пружины | +12% |
Радиаторы основные | +11% |
Коврики салона/багажника | +10% |
Все остальные товары, за исключением моторных масел (-2%) и шин (-1%), прибавили в стоимости в опте в диапазоне от 1 до 9%.