Увеличение утильсбора на 70–85% вместе с повышением ключевой ставки ЦБ нанесло серьезный удар по автобизнесу в России. Как признаются участники рынка, сильнее всего пострадал параллельный импорт, который фактически может прекратить свое существование (во всяком случае, в нынешнем виде). Впрочем, оставлять россиян без машин из Европы, Южной Кореи, США и Японии продавцы не собираются. Для этого они собираются перейти на новый формат работы — привозить автомобили в Россию исключительно под заказ.
Autonews.ru обратился к известным игрокам рынка, чтобы выяснить, какие нюансы есть при покупке машины таким способом.
Почему так произошло
Различным схемам доставки автомобилей из-за рубежа на наш рынок уже не один десяток лет. Например, в 1990-х годах особенным спросом пользовались как раз машины «без пробега по России». В 2012 году в нашей стране впервые ввели утилизационный сбор, который взимался с импортеров автомобилей. Размер этого сбора рассчитывается исходя из возраста автомобиля и объема двигателя. При этом эксперт по подбору автомобилей с пробегом и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов в беседе с Autonews.ru напомнил, что ставки «утиля», даже несмотря на индексации, тогда были маленькими, и их продавцы фактически не замечали.
«Машины активно завозились к нам до недавнего времени. Теперь ситуация сильно изменилась. Так, у нас появился очень существенный коммерческий утилизационный сбор, если модель везут для перепродажи. Некоторое время нам позволяли его обходить, разрешив завозить машины таким способом, чтобы избежать этой платы (так называемая «белорусская лазейка». — Autonews.ru)», — рассказал Чернов.
Однако, по его словам, с 1 октября эти лазейки прикрыли и все привезенные на продажу машины теперь подпадают под коммерческий утилизационный сбор. В такой ситуации работать в привычном формате продавцам становится просто невыгодно. Однако выход из ситуации все же есть.
«Если вы везете машину для себя, то коммерческий утилизационный сбор тут действовать не будет. Разумеется, обычный человек этого сделать не сможет, но он может обратиться к профессиональным перевозчикам, у которых налажена вся логистика, и приобрести модель под заказ. Именно в таком формате теперь будет работать большинство продавцов», — резюмировал Чернов.
Сколько надо заплатить
Кирилл Чернов отметил, что машина освобождается от коммерческого «утиля» только в том случае, когда она пересекает границу оформленной на имя конечного владельца. Поэтому она должна быть полностью оплаченной.
«Тут, как вы понимаете, теперь будет только 100% предоплата», — подчеркнул он.
Чернов добавил, что изначально поиск автомобилей проходит на общедоступных заграничных площадках. Никаких секретных аукционов при этом, по его словам, нет.
В свою очередь, эксперт по параллельному импорту и автор блога «Лиса Рулит» Елена Лисовская в беседе с Autonews.ru рассказала, что при заказе автомобиля они берут вперед комиссию в размере 200 тыс. руб. Именно такая сумма прописывается в договоре.
Важный нюанс — эти средства не возвращаются клиентам. Дело в том, что после подписания документа начинаются непосредственно поиски нужной машины и сотрудникам компании приходится выезжать «на место».
«Никто ездить бесплатно, разумеется, не будет. Проводится работа, а на нее требуются затраты», — пояснила она.
Автор канала Сarintrade и эксперт по подбору автомобилей Павел Карин отметил, что размер предоплаты за автомобиль зависит исключительно от компании, в которую клиент обратился. В их случае он составляет 100 тыс. руб.
«Это стандартная цифра. Одновременно происходит заключение договора с выставлением счета от ИП со всеми необходимыми реквизитами», — заявил он.
Договор и гарантии
По словам Лисовской, с клиентом обязательно заключается договор. В этом документе, помимо размера комиссии, должны быть оговорены все условия покупки будущего автомобиля.
«То есть, фактически, что и за сколько мы ищем и привозим. Например, необходим Hyundai Palisade в возрасте до пяти лет в определенной комплектации и за точную сумму. При желании клиент также может указать цвет кузова и салона, а также количество мест», — уточнила она.
Дальше, по словам Лисовской, они приступают непосредственно к поиску автомобиля, а клиенту присылают все варианты для покупки исходя из указанных в договоре требований. Однако она сразу предупредила о ряде нюансов, связанных с деятельностью других продавцов.
По словам Лисовской, сейчас существует очень много небольших контор, которые предлагают свои услуги по покупке машины за рубежом. Зачастую эти фирмы идут на любые уловки, чтобы получить предоплату с клиента. Причем обычно эта сумма меньше, чем у крупных и зарекомендовавших себя игроков.
«Например, 50 тыс. руб., а не 200 тыс. руб., как у нас. Однако потом под различными предлогами эту разницу они все равно компенсируют за счет клиента. Второй момент — эти компании не дорожат своим именем. Так, взяв первоначальную сумму, они начинают предлагать клиенту абсолютно любые попавшиеся варианты — машины не в тех комплектациях, с другими техническими характеристиками или вообще откровенное «битье», — рассказывает Лисовская.