branding imagebranding image
Autonews
Статьи Илья Калинчиков
Подписаться на Telegram-канал

Что такое омологация шин и для чего она нужна

Все об омологации шин: что это значит и для чего нужно
Неподготовленного автолюбителя данное слово обычно вводит в заблуждение. В шинно-спортивной терминологии разбирался Autonews.ru
Фото: Tong_stocker / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Tong_stocker / Shutterstock / FOTODOM
  1. Что такое омологация
  2. Как происходит омологация
  3. Омологация шин: маркировка
  4. Можно ли использовать неомологированные шины

Что такое омологация

Омологация шин — это процесс адаптации той или иной модели покрышек к конкретной модели автомобиля. Происходит от греческого homologeo — «договориться». В данном случае подразумевается технический «симбиоз» машины и покрышек, которые будут работать на ней максимально эффективно.

Отметим, что термин обычно используется в автоспорте или применительно к «заряженным» автомобилям. Где производители часто хвалятся не только омологированными шинами, но и в целом гоночными технологиями, ставшими доступными «простым смертным». За нескромную плату, разумеется.

Фото: Varts / Shutterstock / FOTODOM Статьи 30 сентября Лысая резина: какой штраф за нее можно получить и чем она опасна
Фото: Wolfgang Kumm / dpa / Global Look Press Шины 28 мая Что такое остаток протектора шин и как его определить

Понять, что резина омологирована для использования на конкретной модели, можно по специальной маркировке на боковине — об этом подробно будет сказано далее.

Как происходит омологация

Фото: Dobrovizcki / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Dobrovizcki / Shutterstock / FOTODOM

Разработка омологированных шин выполняется по заказу автомобильного бренда и специально для отдельной модели (или моделей), на которую они будут установлены уже с конвейера. Для этого между производителем транспортного средства и резины заключается договор о сотрудничестве, включающий техзадание на разработку специализированных покрышек. В нем прописываются основные требования к резине — в соответствии с характеристиками автомобиля и его целевым назначением. К таковым относятся предельные скорости, типы покрытия, расчетные нагрузки, эксплуатационные температуры и другие ключевые параметры, предполагаемые для той или иной модели. Так, омологация может выполняться под машины для кольцевых соревнований, дрэг-рейсинга или дрифта. Также существуют процедуры омологации и для «грязных» дисциплин: ралли, песчаные гонки, рок-кроулинг (езда по камням и скалам) и т.п. В соответствии с этим инженеры шинной компании производят омологацию своей наиболее подходящей модели резины под условия техзадания.

Важно отметить, что омологация — это процесс доработки уже существующей модели покрышки, а не разработка новой с чистого листа. Для очень редких автомобилей (типа суперкаров) возможно и штучное производство индивидуальной резины, но к омологации это не относится.

Процесс разработки высокоэффективных омологированных покрышек — процесс небыстрый. Нестандартные условия эксплуатации предъявляют повышенные требования как к качеству продукции, так и процедуре испытаний. Нередко случается так, что омологированная модель для заряженного спорткара встает на конвейер тогда, когда фирма-разработчик уже запустила новое поколение данной покрышки. Тем не менее специальная резина — вещь отчасти имиджевая, поэтому на подобные издержки идут.

Омологация шин: маркировка

Фото: Patrick Pleul / DPA / Global Look Press
Фото: Patrick Pleul / DPA / Global Look Press

Так как мы выяснили, что обсуждаемый процесс является доработкой базовой модели, то и обозначение омологированных шин — это особые отметки к уже имеющимся названиям. На сегодняшний день сформирован устоявшийся список сокращений, которыми обозначают свои модели те или иные автобренды. Таблица с некоторыми индексами омологированных шин приведена ниже.

Бренд Обозначение омологированных шин
Alfa Romeo AR, ARR
Alpina ALP
Aston Martin A6A, A7A, A8A, AM4, AM8, AM9, AMP, AMS, AMV
Audi AO, AO1, AOE, RO1, RO2
Bentley B, B1, BC, BL
BMW *
Dallara ME2
Ferrari F, F01, F02, F03, F04
Ford FP
Hyundai HN, GOE
Honda H0
Jaguar J, RS
Jeep JP
Lamborghini L, L1
Land Rover LR, LR1, LR2, LR3, LR4, LR5
Lotus LS
Lucid LM1
Maserati MGT, MGT1
McLaren MC, MC1, MC2, MC-C
Mercedes MO, MO1, MOE, MOE-S, MO-P, MO-S, MO-V
Mini *
Nio I
Pagani HP
Porsche N0, N1, N2, N3, N4, N5, NA0, NA1, ND0, NE0, NF0
Rivian RIV
Tesla T0, T1
Volkswagen +
Volvo VOL

Указанные индексы обычно наносятся после названия модели покрышки. Например, для шин Pirelli P Zero небольшой оттиск «MO» в кружочке после названия будет обозначать омологацию для «заряженного» Mercedes-AMG. При этом базой служит совершенно обычная P Zero, существующая во множестве типоразмеров.

Фото: Pirelli
Фото: Pirelli

Можно ли использовать неомологированные шины

Да, можно. Даже самая эффективная модель спортивно-гоночной омологированной покрышки, устанавливаемая на конвейере, — лишь заводская рекомендация, а не техническое требование. Другое дело, что, так как разработка велась целенаправленно, с учетом особенностей машины, подобрать замену будет непросто.

Впрочем, стоит учитывать и фактор узкой специализации омологированных шин. В подавляющем большинстве случаев фокус направлен на максимальную эффективность в достижении результата на треке. Действительно, в условиях предельных режимов чисто спортивная модель продемонстрирует отличное время. Но это совсем не значит, что резина окажется верхом совершенства в плане экономичности, уровня шума или устойчивости к истиранию. Более того, скорее всего, в сравнении с обычными универсальными шоссейными покрышками «ненужные» для гонок параметры будут весьма посредственными. Поэтому к вопросу выбора и замены омологированных шин стоит подходить взвешенно, четко понимая, что хочется получить от резины и автомобиля на выходе.


Читайте также: