branding imagebranding image
Autonews
Статьи Михаил Овсянников
Подписаться на Telegram-канал

Виды подшипников. Какие бывают, для чего они нужны и где используются

Подшипники имеются в любом автомобиле. Какие функции выполняют эти элементы и чем различаются между собой?
Фото: Anton Mayorov / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Anton Mayorov / Shutterstock / FOTODOM

Что такое подшипник

Подшипник — это воспринимающий разнонаправленные нагрузки элемент, который предназначен для фиксации валов/осей и снижения трения при их вращении. Прямая расшифровка слова «подшипник» дает нечто вроде упорной площадки, на которой вращается ось.

Для чего нужны подшипники

Подшипники служат для уменьшения износа деталей и улучшения эффективности того или иного узла. В автомобиле подшипники используются:

  1. В различных вращающихся узлах двигателя (коленчатый вал, распредвалы, турбокомпрессоры, механические нагнетатели, помпа системы охлаждения, масляный насос), коробки передач, раздаточной коробки, фрикционной муфты трансмиссии.
  2. В ступицах колес.
  3. В рулевом механизме, включая помпу гидроусилителя.
  4. В генераторе и стартере.

Фото: Soonthorn Wongsaita / Shutterstock / FOTODOM Конспекты 5 июля Cтупица: для чего она нужна, где находится и как работает
Адсорбер для автомобилей УАЗ Патриот, ВАЗ-2112 Статьи 14 августа Что такое адсорбер: из чего состоит и как проверить его работоспособность

Виды подшипников

По типу трения подшипники разделяются на несколько видов.

Подшипник скольжения

В подшипниках скольжения (вкладышах) опорная поверхность оси/вала скользит по рабочей поверхности подшипника. К плюсам подшипников скольжения относятся:

  • простота конструкции;
  • малые радиальные размеры;
  • надежность;
  • способность выдерживать высокие скорости вращения, что позволяет использовать такие подшипники, например на валах турбокомпрессоров, которые раскручиваются до 200 тыс. оборотов в минуту;
  • возможность установки на валах, где подшипник должен быть разъемным. Это случай коленчатого вала ДВС;
  • возможность точной регулировки зазора и, следовательно, точной установки вала.

К минусам подшипников скольжения относятся:

  • высокие потери на трение и, следовательно, снижение эффективности работы узла;
  • дороговизна материалов для изготовления;
  • потребность в непрерывном смазывании;
  • неравномерность износа подшипника и контактирующей с ним части вала.

Подшипники качения различных размеров и конструкций
Подшипники качения различных размеров и конструкций (Фото: Redline / CC BY-SA 3.0 / Wikipedia Commons)

Подшипник качения

В таких подшипниках используется трение качения, возникающее при установке шариков или роликов различного диаметра между подвижным и неподвижным кольцами подшипника. К плюсам подшипников качения относятся:

  • компактные габариты в направлении продольной оси;
  • дешевизна за счет отсутствия в конструкции элементов из цветных металлов;
  • отсутствие необходимости постоянной подачи смазки;
  • меньшие, чем у подшипников качения, потери на трение и, следовательно, повышенная эффективность работы узла;
  • простота обслуживания и замены.

К минусам подшипников качения относятся:

  • ограниченная устойчивость к повышенным нагрузкам и скоростям вращения;
  • значительные размеры в радиальном направлении, за исключением так называемых игольчатых подшипников;
  • повышенные требования к точности установки;
  • шум при работе из-за отклонений параметров составляющих элементов;
  • высокая стоимость при мелкосерийном производстве подшипников со специфическими параметрами.

Устройство подшипника

Конструкция подшипников разных видов и их характеристики существенно различаются.

Подшипники скольжения

Подшипники скольжения представляют собой вкладыш или втулку, которые часто выполняются из различных сплавов меди. Между валом и подшипником скольжения выдерживается определенный зазор, в который подается масло.

Устройство однорядного радиального шарикоподшипника:
1) внешнее кольцо;
2) шарик (тело качения);
3) сепаратор;
4) дорожка качения;
5) внутреннее кольцо.
Устройство однорядного радиального шарикоподшипника: 1) внешнее кольцо; 2) шарик (тело качения); 3) сепаратор; 4) дорожка качения; 5) внутреннее кольцо. (Фото: Niabot / CC BY-SA 3.0 / Wikipedia Commons)

Подшипники качения

В общем виде элементами подшипников качения являются:

  • внутреннее и наружное кольцо с желобами (беговыми дорожками) на обращенных друг к другу боковых поверхностях;
  • тела качения (шарики или ролики различного диаметра), перемещающиеся по беговым дорожкам. В подшипниках, испытывающих повышенные нагрузки тела качения располагаются в два ряда и более;
  • штампованные, механически обработанные стальные или латунные сепараторы, в которые заключены тела качения. В ряде случаев используются и пластиковые сепараторы;
  • смазка с оптимальными для данного подшипника характеристиками вязкости и диапазоном рабочих температур для снижения трения внутри элемента и отвода тепла;
  • крышки (пыльники) из металла, резины или пластмассы для предотвращения попадания внутрь подшипника загрязнений и влаги.

Подшипники качения подразделяют и по направлению воспринимаемых нагрузок:

  • шарикоподшипники наиболее «гибкие». Они могут выпускаться в вариантах, которые воспринимают преимущественно радиальные или осевые силы, а также их комбинацию;
  • роликовые цилиндрические подшипники способны выдерживать высокие (до 2 раз больше, чем у аналогичных по размерам шарикоподшипников) радиальные нагрузки при отсутствии осевых;
  • роликовые конические подшипники воспринимают комбинированные нагрузки.

Обслуживание подшипников

Срок службы подшипников зависит от их качества, условий эксплуатации и точности регулировки, например, схода-развала, а также балансировки колес. В результате ресурс подшипников (даже если не брать аварийные случаи) может сильно различаться — всего от нескольких десятков тысяч километров до 150 тыс. км и более.

Ускоренный износ подшипников связан прежде всего с недостатком смазки внутри них или ее загрязнением, а в случае с подшипниками скольжения на валу турбокомпрессора — закоксовыванием моторного масла, не успевшего достаточно охладиться до отключения ДВС.

Фото: Carolina Jaramillo / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Carolina Jaramillo / Shutterstock / FOTODOM

В старых моделях автомобилей устанавливались обслуживаемые подшипники, ресурс которых можно было продлить путем периодического смазывания и регулировки технологических зазоров, например, с помощью точной затяжки ступичной гайки. На современных автомобилях устанавливаются необслуживаемые подшипники, которые при выходе из строя, как правило, не ремонтируются, а меняются. Тем не менее в ряде случаев и здесь возможно выполнить операцию по «омоложению». Для этого:

  1. Тонким острым предметом поддеть и демонтировать крышку (-и) подшипника;
  2. Промыть подшипник бензином, очистителем для карбюратора, уайт-спиритом;
  3. Набить внутреннюю область подшипника новой смазкой примерно на 25–30% свободного объема, а затем равномерно распределить смазку между шариками или роликами. Следует помнить, что избыток смазки создаст повышенное трение внутри подшипника, ведущее к его перегреву и быстрому выходу из строя;
  4. Установить на место крышку(-и) подшипника;
  5. В случае с двигателями с турбонаддувом на моделях без турботаймера перед выключением ДВС дать ему поработать на холостых оборотах порядка двух минут для охлаждения масла и предотвращения его закоксовывания.

Читайте также: