branding imagebranding image
Autonews
Конспекты Михаил Овсянников
Подписаться на Telegram-канал

Что такое дневные ходовые огни и как их установить

Элементом светотехники современных автомобилей являются дневные ходовые огни. Что это такое и для чего предназначены?
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Что такое дневные ходовые огни

Согласно п. 1.2 ПДД, дневные ходовые огни (ДХО) — это внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press Конспекты 8 февраля 2022 «Парковочные огни»: когда и как использовать габариты
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press Новости 25 ноября 2021 Штраф за фары: водителей тормозят за перегоревшие лампочки

ДХО сначала получили распространение в странах Скандинавии в силу характерной для них слабой естественной освещенности на протяжении значительной части года. В 1977 году Швеция первой ввела требование по круглогодичному использованию ДХО. В странах Евросоюза такая норма для легковых и легких коммерческих автомобилей стала действовать с февраля 2011 года и с августа 2012 года распространилась на грузовики и автобусы. В России аналогичное положение вступило в силу даже раньше, с 21 ноября 2010 года, с принятием поправок к ПДД, в частности к п. 19.5, который стал гласить: «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни».

Как выглядят

Для улучшения видимости транспортных средств в светлое время суток в России могут использоваться:

  • отдельные ДХО;
  • фары ближнего света;
  • противотуманные фары (п. 19.4 ПДД);
  • ПДД не содержат прямого запрета использования в качестве ДХО фар дальнего света, на некоторых моделях автомобилей для этих целей штатно устанавливаются фары дальнего света с возможностью работы в режиме интенсивности примерно в 30% от их максимальной мощности.

Согласно п. 9 действующих в России Правил ЕЭК ООН № 87 в четвертой редакции от 15.09.2023, ДХО должны иметь белый цвет. При этом тип источника света не регламентирован. Соответственно, законно использование и ламп накаливания, и газоразрядных, и светодиодных. Последние, помимо долговечности, обладают еще одним ценным качеством: на порядок меньше потребляют энергии, что обеспечивает экономию топлива.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Следует помнить, что самостоятельная установка светодиодных ДХО на модели, изначально выпущенные без этого элемента, расценивается как изменение конструкции транспортного средства, для легализации которого требуется пройти сложную специальную процедуру.

Для чего нужны дневные ходовые огни

Главная задача дневных ходовых огней — снижение аварийности за счет раннего оповещения участников движения, включая пешеходов, о приближающемся транспортном средстве.

Правила установки дневных ходовых огней

Согласно действующим в России Правилам ЕЭК ООН № 87 в четвертой редакции от 15.09.2023:

  • интенсивность светового потока ДХО должна составлять от 400 до 1200 кд (п. 7);
  • площадь видимой поверхности ДХО в направлении исходной оси должна составлять от 25 до 200 кв. см (п. 8);
  • по вертикали световой пучок должен быть направлен вверх от горизонтальной плоскости минимум на 10°, а вниз — на 5° (приложение 6);
  • по горизонтали световой пучок должен быть направлен влево и вправо от исходной оси минимум на 20° (приложение 6).

Чем дневные ходовые огни отличаются от габаритных

Использование габаритных огней (подробнее о них — в нашем материале «Габаритные огни: что это и когда их надо включать») вместо ДХО, в соответствии с ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ, влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 руб. И вот почему:

  • ДХО обладают существенно большей интенсивностью светового потока и потому лучше видны участникам движения;
  • ДХО автоматически включаются при запуске двигателя;
  • ДХО невозможно принудительно выключить при работающем зажигании.

Последние два свойства сводят к минимуму влияние человеческого фактора.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press