branding imagebranding image
Autonews
Двигатели Илья Калинчиков
Подписаться на Telegram-канал

Двигатель Renault К4М: описание и характеристики

Все о двигателе K4M: надежность, особенности, характеристики
Простейшая архитектура, но отменная надежность и сверхпопулярность в народе — все это про Renault K4M. Autonews разбирается в причинах успеха и слабых сторонах знакового мотора
Двигатель Renault К4М, установленный на автомобиль Renault Duster
Двигатель Renault К4М, установленный на автомобиль Renault Duster (Фото: auto.ru)
  1. Описание двигателя К4М
  2. Характеристики
  3. На каких машинах установлен
  4. Плюсы двигателя К4М
  5. Проблемы двигателя К4М
  6. Номер двигателя К4М: где посмотреть

Описание двигателя К4М

Один из самых популярных французских (а впоследствии и российских) моторов начала XXI века появился в 1999 году. Renault K4M представляет собой бензиновый атмосферный 4-цилиндровый двигатель с рядным расположением цилиндров и рабочим объемом 1,6 литра. Мощность в первоначальном исполнении, в зависимости от модификации, составляла 102-105 л.с., а с появлением фазовращателя на впуске возросла до 115 л.с. Крутящий момент, соответственно, варьировался от 145 до 155 Нм. Отметим, что на российском рынке, о котором преимущественно пойдет речь, K4M с фазовращателем был редкостью. Да и в других странах капризную конструкцию признали неудачной и старались по возможности избегать. Экологический класс соответствовал Евро-4 и Евро-5.

Блок цилиндра чугунный, не гильзованный. Головка блока алюминиевая, с двумя распредвалами и 16 клапанами. Есть гидрокомпенсаторы. Поршни алюминиевые. Система питания с распределенным впрыском топлива и индивидуальными катушками зажигания. Привод газораспределительного механизма осуществляется зубчатым ремнем. Рекомендуемый бензин — АИ-95 с возможностью работы на АИ-92 в экстренных случаях. Компоновка двигателя в подкапотном пространстве — только поперечная.

Моторы в автомобильном музее BMW. Мюнхен, Германия Двигатели 14 апреля Самые надежные бензиновые и дизельные двигатели в мире
Фото: Standret / Shutterstock / FOTODOM Двигатели 25 июня Где находится номер двигателя и что делать, если он не читается

Как видно из описания, не считая фазорегулятора (который был далеко не везде) K4M являет собой очень простую классическую конструкцию, что и определяет отменный ресурс. Разумеется, не обошлось и без недостатков, о которых поговорим далее.

Характеристики двигателя К4М

В нижеследующей таблице приведены подробные технические характеристики мотора.

Объем двигателя, см³ 1598
Мощность, л.с. 102-115
Крутящий момент, Нм 145-155
Степень сжатия 9,8
Блок цилиндров чугун
ГБЦ алюминий
Диаметр цилиндра, мм 79,5
Ход поршня, мм 80,5
Клапанов на цилиндр 4 (DOHC)
Гидрокомпенсаторы есть
Привод ГРМ ремень
Турбонаддув нет
Регулятор фаз газораспределения есть на некоторых модификациях
Система питания распределенный впрыск с электронным управлением
Топливо АИ-95, допускается кратковременная работа на АИ-92
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Расположение поперечное
Расчетный ресурс работы, тыс. км 220
Экологический класс Euro-4/5
Вес, кг 116

На каких машинах установлен двигатель К4М

Renault Logan
Renault Logan (Фото: Renault)

Модельная гамма Renault, на которую устанавливался K4M, весьма обширна. Среди них как всем известные Logan, Megane, Clio, Kangoo, Scenic и Laguna, так и более экзотические для России Modus, Twingo и Wind. И конечно, наши соотечественники прекрасно знают героя статьи не только по Logan, но и таким моделям как Duster, Sandero, а также Lada Largus и Nissan Almera. Все эти машины производились на АвтоВАЗе в сотрудничестве с «Рено», а часть силовых агрегатов K4M даже была локализована и некоторое время собиралась на тольяттинском конвейере.

Плюсы двигателя К4М

Как мы уже сказали, простота определяет множество плюсов данного мотора. Перечислим основные преимущества K4M с пояснениями.

  • Высокая надежность. Сюда можно отнести как минимум «врожденных болезней» мотора (хотя они есть и будут отмечены далее), так и высокий ресурс до капремонта. Renault K4M — один из немногих двигателей современности, фактический ресурс которого намного превышает заявленный. Так, при формально отведенном сроке эксплуатации в 200 тыс. км., агрегат легко перешагивает отметку 400. А в случае качественного и регулярного обслуживания K4M спокойно наматывает 500 и даже 600 тысяч пробега.
  • Мотор лишен бича многих современных моделей — «масложора». Среднестатистический K4M даже с пробегом далеко за сотню не требует доливок масла между плановыми ТО. Разумеется, речь о моторах, владельцы которых не экономят на расходниках и не забывают про своевременное обслуживание.
  • Доступность запчастей. Даже сегодня, после завершения выпуска двигателя в России и ухода Renault, найти самые ходовые детали на «логановский шестнадцатиклапанник» можно едва ли не в каждом придорожном автомагазине.
  • Ремонтопригодность. Благодаря общей простоте конструкции, ремонт и обслуживание K4M можно проводить при минимальной технической подготовке, в обычном среднестатистическом гараже. «Капиталка» также не представляет большой сложности: цилиндры без проблем растачиваются в ремонтный размер, равно как и находятся соответствующие детали поршневой группы.

Renault Duster
Renault Duster (Фото: Renault)

Проблемы двигателя К4М

Очевидно, что даже у самого удачного агрегата есть свои недостатки. Приведем список минусов на основе обобщенной статистики.

  • Низкая мощность и экономичность. Что всегда является обратной стороной надежности. Общая архитектура Renault K4M ведет свою историю еще от серии моторов Cléon-Fonte, разработанных французами в конце 50-х. Конечно, о прямом заимствовании деталей речи не идет. Тем не менее, даже на момент выхода в 1999 году (а первый мотор К-серии появился и вовсе в 1995-м), K4M обладал более чем средними характеристиками.
  • Так называемая «втыковая» поршневая группа. На сленге это обозначает, что при обрыве ремня ГРМ поршни и клапаны встречаются друг с другом — «втыкаются». Очевидно, что результатом всегда будет капремонт, а зачастую это просто невыгодно: двигатель меняют на контрактный.
  • Низкий ресурс ремня ГРМ. Заводские рекомендации предписывают менять его каждые 60-80 тыс. км., однако есть множество прецедентов, когда положенный пробег ремень не выхаживал. Последствия обрыва написаны выше. Да и в целом конструкция привода не самая удачная: часто ремень перекашивает из-за износа подшипников шкивов, также известны случаи перескока из-за обледенения попавшей под кожух воды. Последствия те же: встреча поршней с клапанами и капремонт.
  • Конструкция маслоотделителя, сделанного заодно с клапанной крышкой. Со временем уплотнения, выполненные герметиком, перестают держать, и на моторе появляются обширные масляные запотевания.
  • Плавание холостых оборотов. Виновник — регулятор холостого хода, часто загрязняемый масляными парами из системы вентиляции. Также владельцы жалуются на некачественные уплотнения дроссельного узла, что провоцирует подсос воздуха и проблемы с холостыми.
  • Рассыхание изоляционных наконечников катушек зажигания. Результатом является троение и рывки при разгоне.
  • Потеря герметичности перегородки между маслом и антифризом в теплообменнике. Что приводит к попаданию масла в антифриз или просто подтеканию его из контура.

Номер двигателя К4М: где посмотреть

У многих владельцев поиск номерной таблички K4M вызывает вопросы. На иллюстрации ниже показано, где она находится.

Фото: krasnoyarsk.regiontehsnab.ru
Фото: krasnoyarsk.regiontehsnab.ru

Еще одной проблемой с номером является его разрушение естественным путем. Правда, некоторым везет больше: например, если владельцы «меганов» жалуются на сгнивший номер регулярно, у обладателей «Логанов» такой проблемы почти не возникает. Тем не менее, данную особенность K4M стоит учитывать, и при подборе машины лучше заранее осмотреть место расположения таблички.

Читайте также:

Самые надежные бензиновые и дизельные двигатели в мире

Автоподборщики составили черный список моторов, которые нельзя покупать

Дизельный двигатель: как он устроен, его плюсы и минусы

Не заводится машина: причины, их симптомы и решения