branding imagebranding image
Autonews
Статьи Михаил Овсянников
Подписаться на Telegram-канал

При какой температуре кипит антифриз и что с этим делать. Инструкция

Разберемся, что означает выражение «двигатель закипел», в чем опасность такой ситуации и как ее не допускать
Фото: Goncharov_Artem / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Goncharov_Artem / Shutterstock / FOTODOM

Принцип работы антифриза

Антифриз, представляющий собой специальную техническую жидкость, предназначен для отвода избыточного тепла от работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с жидкостным охлаждением. Антифриз под действием помпы циркулирует в замкнутой системе, основными компонентами которой являются:

1. Расширительный бачок, служащий для заливки антифриза и компенсации его расширения при нагреве;
2. Клапан регулировки давления в системе охлаждения, встроенный в крышку расширительного бачка;
3. Помпа (водяной насос) с механическим или электрическим приводом;
4. Трубки и шланги;
5. Термостат, регулирующий направление движения антифриза по малому и большому кругу, частью которого является радиатор;
6. Каналы в блоке и головке ДВС;
7. Радиатор с вентилятором.
Подробнее о видах антифриза и периодичности его замены читайте в нашем материале по ссылке.

Система охлаждения двигателя — это комплекс устройств, позволяющих поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС)
Система охлаждения двигателя — это комплекс устройств, позволяющих поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС) (Фото: dr1ver.ru)

Почему кипит антифриз

В отличие от обычной воды антифриз сохраняет текучесть и в сильные морозы (вплоть до -40° С и ниже), что делает его использование более удобным в зимний период, но, как и вода, антифриз закипает, правда, при более высоких температурах. При концентрации антифриза 40-50% на уровне моря это примерно +120° С (рабочая температура большинства ДВС находится в диапазоне +90-100° С, но может достигать +115° С в пробках и при большой нагрузке), а на высокогорье, где атмосферное давление ниже, — порядка 90° С. Причинами кипения антифриза, как правило, являются:

  1. Заклинивание термостата в положении, не позволяющем после прогрева ДВС пустить антифриз по большому кругу;
  2. Отказ помпы системы охлаждения;
  3. Утечка в системе охлаждения, из-за которой снижается уровень антифриза в системе;
  4. Загрязнение радиатора, как снаружи (например, забит тополиным пухом, сухими листьями), так и изнутри, в результате чего падает эффективность охлаждения антифриза, забравшего тепло от ДВС;
  5. Отказ системы включения вентилятора, охлаждающего радиатор;
  6. Заклинивание в открытом положении регулирующего клапана в крышке расширительного бачка, в результате чего в системе охлаждения исчезает избыточное давление, которое позволяет поддерживать максимально высокую температуру закипания антифриза;
  7. Воздушная пробка в системе охлаждения;
  8. Низкое качество антифриза или утрата им своих свойств в результате несвоевременной замены;
  9. Движение в пробках и с высокой нагрузкой, например, в затяжные подъемы.

Фото: Nattawit Khomsanit / Shutterstock / FOTODOM Конспекты 3 июня Подтеков нет, но антифриз уходит. Куда, почему, и что с этим делать
Фото: Ulianenko Dmitrii / Shutterstock / FOTODOM Статьи 21 июня Замена антифриза в системе охлаждения своими руками: инструкция

Признаки закипания антифриза

Признаками закипания антифриза являются:

  1. Пар из-под капота — самый явный сигнал;
  2. Стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости на приборной панели подходит к красной зоне или находится в ней;
  3. Включение красного индикатора температуры охлаждающей жидкости на приборной панели;
  4. Заметное падение тяги ДВС;
  5. Металлические шумы при работе ДВС.

Фото: Bjoern Wylezich / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Bjoern Wylezich / Shutterstock / FOTODOM

Цвет антифриза и температура его кипения

Ориентироваться на цвет антифриза, который задается красителями, для определения температуры его кипения нельзя, поскольку нет единого для всех стран и производителей соответствующего стандарта. Единственное, можно сказать, что охлаждающие жидкости синего цвета, как правило, имеют самую низкую (порядка +110° С) температуру кипения. В остальном этот показатель зависит от состава охлаждающей жидкости (ОЖ) и ее концентрации в дистиллированной воде:

Концентрация охлаждающей жидкости, % Порог закипания, °С
12,5-25 +100
50 +130-140
60 +150-160
75 +170

Антифриз кипит: что делать

Если не принять срочные меры при закипании антифриза, последствия могут быть самыми неприятными — вплоть до капремонта двигателя. Что именно происходит при перегреве двигателя? :

  1. Задиры цилиндров. Из-за сильного нагрева происходит чрезмерное тепловое расширение поршней с кольцами, что приводит к исчезновению зазоров между ними и стенками цилиндров. Как результат — ускоренный износ цилиндро-поршневой группы, увеличение расхода моторного масла и уменьшение отдачи двигателя;
  2. Повреждение других элементов конструкции ДВС. Высокая температура оказывает самое негативное воздействие на пластиковые, резиновые и металлические детали двигателя вплоть до растрескивания и даже поломки.
  3. Выход из строя каталитического нейтрализатора выхлопных газов. Повышенная температура последних способна вызвать спекание керамических сот катализатора, что чревато целым «букетом» проблем, включая в обязательном порядке дорогостоящую замену самого нейтрализатора.

Фото: Chebakalex7 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Chebakalex7 / Shutterstock / FOTODOM

Поэтому при первых признаках закипания антифриза необходимо:

  1. Включить печку в режиме максимальной температуры. Поскольку печка забирает тепло от системы охлаждения ДВС, это позволит минимизировать перегрев мотора. Но только в том случае, если из-за утечки в контуре охлаждения антифриз не вытек.
  2. Как можно быстрее остановиться, не глуша двигатель.
  3. При работающей на полную мощность печке для ускорения охлаждения ДВС открыть капот;
  4. Дождаться возвращения температуры двигателя к нормальным значениям и продолжить движение;
  5. Не затягивая, обратиться на сервис для выяснения причин перегрева двигателя.

Если причиной перегрева ДВС стала утечка антифриза, это легко установить по низкой температуре воздуха, который поступает в салон при включенной на полную мощность печке. В этом случае требуется:

  1. Как можно быстрее остановиться;
  2. Заглушить двигатель;
  3. Долгое время ждать, когда ДВС остынет;
  4. Залить в систему охлаждения антифриз или дистиллированную воду. Если их нет при себе, вызвать эвакуатор;
  5. Немедленно ехать на сервис.

В любом случае, категорически нельзя:

  1. Лить на горячий двигатель холодную воду во избежание резкого перепада температур, способного повредить металлические детали ДВС;
  2. Лить в неостывший двигатель антифриз или дистиллированную воду. Последствия будут теми же;
  3. Открывать крышку радиатора. Сброс давления в системе охлаждения приведет к повреждению двигателя, а струя горячего антифриза может вызвать ожоги рук и лица.

Фото: AlexandrMusuc / Shutterstock / FOTODOM
Фото: AlexandrMusuc / Shutterstock / FOTODOM

Как предотвратить закипание антифриза

Предотвратить закипание антифриза можно, если:

  1. Не перегружать автомобиль;
  2. При движении в горах делать поправку на более низкую температуру закипания антифриза при снижении атмосферного давления по мере роста высоты над уровнем моря и периодически останавливаться, чтобы выключенный двигатель мог остыть;
  3. Соблюдать регламент замены:
    — Антифриза (периодичность рекомендована производителем);
    — Крышки расширительного бачка (обычно раз в 100 000 км);
    — Помпы системы охлаждения (в среднем через каждые 70 000 км);
    — Термостата (обычно раз в 100 000 км);
  4. Использовать качественный антифриз, рекомендованный компанией-производителем автомобиля.

Читайте также:

Подтеков нет, но антифриз уходит. Куда, почему, и что с этим делать

Что такое тосол и для чего он нужен

Как устроена система охлаждения двигателя: что должен знать каждый

Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить