Что такое гидравлический домкрат
Гидравлический домкрат — это устройство для подъема (поддомкрачивания) грузов с помощью давления жидкости в рабочем гидроцилиндре.
В отличие от механического домкрата, гидравлический требует регулярного обслуживания. В идеале в эту процедуру входит ревизия и замена, при необходимости, всех уплотнений, но пока домкрат работает, обычно этого никто не делает. А вот менять масло, хотя бы раз в пару-тройку лет (если устройство используется еженедельно и чаще), настоятельно рекомендуется. Параллельно этой процедуре домкрат придется прокачивать — то есть, удалять попавшие в систему излишки воздуха и рабочей жидкости. Как это сделать самостоятельно, будет рассказано далее, но сначала несколько слов о том, какие вообще бывают гидродомкраты и чем они различаются.
Гидравлический домкрат: устройство и принцип работы (для всех типов)
Как уже было сказано, в качестве рабочей жидкости для подъемного цилиндра выступает специальное гидравлическое масло. А созданием необходимого для выдвижения поршня давления внутри цилиндра занимается плунжер, напрямую соединенный с рычагом, который перемещает оператор. Плунжер имеет систему пружинно-шариковых клапанов, которые направляют генерируемое давление в цилиндр, когда груз нужно поднять. Либо в другом направлении — когда оператор откручивает запорный клапан для опускания домкрата. Тогда масло стравливается обратно из полости цилиндра в резервуар. Общая принципиальная схема гидравлического домкрата приведена ниже.
Типы гидравлических домкратов
При одинаковом принципе работы, внешние исполнения гидродомкратов могут отличаться в зависимости от предназначения. Рассмотрим два основных типа, используемых в ремонте и обслуживании автомобилей.
Бутылочный домкрат
Свое название устройство получило за характерную форму вертикально установленного гидроцилиндра — иллюстрация выше. В таком домкрате поршень выдвигается строго вертикально, при этом вертикальную компоновку имеет и нагнетательный плунжер.
К плюсам подобного типа относится компактность и небольшой вес (относительно подкатных). Основной минус также известен: бутылочный домкрат может поднимать груз строго по-вертикали, без отклонения вектора перемещения груза в какую-либо сторону. Для большинства автомобилей это может оказаться неприемлемо. Например, в процессе классического варианта подъема за поддомкратник порога точка контакта с поршнем будет отклоняться по мере выдвижения поршня. А так как бутылочная конструкция имеет неподвижную опорную платформу, смещение верхней точки контакта повлечет неустойчивость и нижней: платформа будет отрываться от земли одним краем. Это влечет неустойчивость всей конструкции и опасность срыва. Поэтому специализация бутылочных домкратов — либо вертикальные перемещения без отклонений вектора вообще (в идеале), либо с минимальным отклонением такового. Пример — поддомкрачивание внедорожника за мост, где высота подъема невелика, а угол отклонения минимален.
Подкатной домкрат
Отличается от бутылочного возможностью перемещения — собственно подката — на колесиках под поднимаемый груз. При этом гидроцилиндр ориентирован параллельно земле. При работе, выдвигаясь, он приводит в движение систему рычагов, которая поднимает несущий упор с расположенным на нем грузом. На мощных моделях может быть два плунжера.
Важно понимать ключевое эксплуатационное отличие подкатного домкрата от бутылочного: в процессе поднятия груза каретка (основание домкрата) сама подъезжает под точку поддомкрачивания. Таким образом, сохраняется устойчивость и домкрата и груза, что повышает безопасность работ. В автосервисах, шиномонтажах и просто автолюбителями, которые занимаются обслуживанием и ремонтом регулярно, используются только подкатные домкраты.