Генеральный директор компании-разработчика «Кама» Игорь Поваразднюк в беседе с заявил, что стоимость модели «Атом», в «зависимости от конъюнктуры рынка», будет варьироваться в диапазоне от 2,5 до 3,5 млн рублей. Машина претендует на звание первого серийного электрокара, разработанного непосредственно в России, но может уступить это звание другой электрической модели — Lada e-Largus. Последняя уже готова к постановке на конвейер автозавода «Лада Ижевск». Этот автомобиль базируется на платформе от обычного, бензинового универсала Largus.
«От 2,5 до 3,5 миллионов рублей — это ценовой сегмент, в котором мы планируем находиться», — уточнил Поваразднюк в беседе с РИА Новости, добавив, что озвученная стоимость является примерной и не претендует на звание окончательной; финальное решение будет приниматься с оглядкой на инфляцию. Autonews.ru обратился за подтверждением этих цифр в пресс-службу «Атома», но там заявили, что пока не готовы назвать стоимость электрокара.
О проекте «Атом»
Проект «Атом» стал следующим громким проектом со времен «ё-мобиля». Впервые концепт отечественной «электрички» был представлен в мае 2023 года, а запустить машину в серию планируется в III квартале следующего, 2025 года. Осенью 2024 года первые опытные экземпляры будут собраны на столичном заводе «Москвич». На этой же площадке планируется дальнейшее производство.
В целях разработки полностью российского электрокара в 2021 году была создана автомобилестроительная компания «Кама». Впоследствии проект сменил имя на «Атом». Основными инвесторами выступили генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин и бизнесмен Рубен Варданян.
Активное участие в создании машины принимает российская госкорпорация «Росатом», дочернее предприятие которой в 2023 году инвестировало в автомобильный проект 6,2 млрд рублей. Доля «Рэнеры» превышает в стартапе 20%. В «Росатоме» рассчитывают, что инвестиции позволят добиться синергического эффекта по производству компонентов к «электричкам».
Особенности и «начинка»
В рамках проекта «Атом» создается не отдельно взятый автомобиль, а электрическая платформа на российских компонентах и с собственным ПО, на которую можно «навесить» любой подходящий по габаритам и техническим требованиям кузов. Платформа состоит из металлического остова из высоко- и сверхвысокопрочной стали, шасси, высоковольтной системы, а также электрики и электроники. На этапе разработки конструкторы изучали три современные платформы. По итогу была создана одна.
«Атом» позиционируется разработчиком как высокотехнологичный продукт с широкими возможностями персонализации и дополнительными сервисами. В число интересных особенностей входят, в частности
- набор систем активной безопасности (адаптивный круиз-контроль, автопарковщик, система удержания в полосе и предупреждения об опасности;
- телематика с возможностью отслеживания местоположения и удаленного обновления «по воздуху»;
- сервис «Авто Хаб» для производителя, водителей и бизнес-клиентов с возможностью дистанционного управления;
- собственная операционная система и свой магазин приложений.
Несущая часть платформы «Атом» выполнена преимущественно из высокопрочной (HSS) и сверхвысокопрочной стали (UHSS) методом горячей штамповки элементов, что повышает ее прочность практически втрое и позволяет навешивать кузова без традиционной для автомобилей центральной стойки.
Еще одной любопытной особенностью является применение на платформе технологии Steer-by-wire, позволяющей не связывать физически рулевое колесо с колесами: управление осуществляется посредством электронных команд и сервоприводов.
Технические параметры
Все наиболее важные технические параметры тестового «мула» на платформе «Атом» уже рассекречены разработчиком. Длина легковушки — 3 995 мм, ширина (без зеркал) — 1 780 мм, а высота — 1 615 мм. Величина дорожного просвета — 170 мм. Радиус разворота — 4,9 м. Углы въезда и съезда составляют 21 и 25 градусов соответственно.
Передняя подвеска модели выполнена по традиционной схеме МакФерсон, а сзади установлена многорычажка, что позволяет создавать версии с различными типами привода — задним или полным.
Емкость литий-ионной аккумуляторной батареи, в создании которой принимали участие специалисты «Ренэры», составляет 77 кВтч. Аккумулятор обеспечивает запас хода до 500 км и может заряжаться от терминала быстрой зарядки постоянным током до 250 А. Запасти энергию на 100 км пути батарея может за 8 минут, а за 30 минут аккумулятор заряжается до 80%.
В движение машина приводится российским электромотором на 204 л. с. (150 кВт), выдающим 295 Нм крутящего момента. Синхронный движок на постоянных магнитах создавался совместно с «Росатомом». Крутящий момент передается на колеса через редуктор в блоке с дифференциалом — традиционной коробки передач на машине нет. С 0 до 100 км/ч электрокар разгоняется менее чем за 8 секунд. В перспективе планируется создание двухмоторной полноприводной модификации с 82-сильным двигателем на передней оси.
С кем будет конкурировать
Российский рынок «белых» электрокаров пока состоит в основном из очень ограниченного числа моделей отечественной сборки, а поставки новых «электричек» из-за рубежа теперь почти полностью прекращены. В связи с этим и с учетом госпрограмм субсидирования, конкурировать новинке предстоит в основном с продуктами трех брендов: Evolute, «Москвич» и Lada.
Lada e-Largus, которая начнет поступать на рынок в III квартале 2024 года, обещает стать первым серийным полностью отечественным электрокаром. Стоимость модели пока неизвестна, однако ранее на АвтоВАЗе заявляли, что «электричка» превзойдет по стоимости своего бензинового аналога всего на 20–30%. Если обещания сбудутся, цена автомобиля составит примерно 2,1–2,2 млн рублей.
Липецкий седан Evolute i-Pro стоит сейчас от 2 065 000 до 3 995 000 рублей, притом является намного более крупной по сравнению с «Атомом» машиной: длина — 4 680 мм, ширина — 1 720 мм, а высота — 1 530 мм.
А вот среди кроссоверов конкурентов у новинки пока нет: все альтернативы заметно дороже. К примеру, Evolute i-Joy стоит от 2 929 000 до 3 995 000 рублей, а «Москвич 3e» — от 3 175 000 до 4 100 000 рублей.