branding imagebranding image
Autonews
Техобслуживание Илья Калинчиков
Подписаться на Telegram-канал

Что такое тосол и для чего он нужен

Отличия тосола от антифриза и где он применяется
Слово тосол в России стало нарицательным. Что это такое и чем он отличается от антифриза
Фото: Rystemys / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Rystemys / Shutterstock / FOTODOM
  1. Что такое тосол
  2. Для чего нужен тосол
  3. Характеристики тосола
  4. Чем тосол отличается от антифриза
  5. Замена тосола: когда и как нужно менять
  6. Можно ли смешивать тосол

Что такое тосол

Тосол — охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, разработанная в СССР в конце 60-х годов. Применяемое сегодня слово является именем нарицательным. На самом деле изначально писалось как ТОСол — от «технология органического синтеза» с окончанием «-ол», характерным для обозначения спиртовых соединений (этанол, метанол). В основе тосола лежит этиленгликоль, который определяет главное отличие этой жидкости от воды, применявшейся в те годы на всех автомобилях: он не замерзает при минусовых температурах.

Для чего нужен тосол

Тосол необходим для отбора излишков тепла у двигателя и доставки его к радиатору охлаждения. Вторичной функцией является роль теплоносителя для системы отопления салона. Является функциональным (но не взаимозаменяемым) аналогом всем известного сегодня антифриза.

Фото: Shutterstock Конспекты 10 марта 2022 Как, когда и на какую нужно менять тормозную жидкость
Фото:  Naps / drive2.ru Статьи 9 марта Чем лучше промыть радиатор печки автомобиля в домашних условиях

Характеристики тосола

Приведем основные технические характеристики тосола АМ40. Данная модификация является последней из выпущенных (1970-й год) и наиболее распространенной по сей день. Аббревиатура АМ обозначает «автомобильный модифицированный», так как был еще базовый Тосол-А40. Более продвинутый АМ обладает схожими температурными порогами, но имеет увеличенный ресурс. Цифра соответствует заявляемой температуре кристаллизации в градусах Цельсия. Иными словами — минимально допустимую температуру эксплуатации. Эталонные характеристики тосола А40 и АМ40 определены действующим ГОСТ 28084-89. Приведем три основные из них.

  • Температура кипения: не менее 100 градусов.
  • Температура замерзания: не ниже -40 градусов °C.
  • Набухание резин: не более 5%.

Данные значения являются идеальными и далеко не всегда совпадают с таковыми у реального продукта. На сегодняшний день марку «Тосол» используют практически все бренды, производящие технические жидкости для автомобиля. И зачастую характеристики продаваемого тосола не соответствуют заявляемым. Для выяснения реальных свойств конкретной жидкости от того или иного производителя необходимо изучать результаты тестов.

Фото: pskovselxoz.ru
Фото: pskovselxoz.ru

Отдельно стоит упомянуть Тосол-АМ65 и Тосол-К. Первый является незамерзающей охлаждающей жидкостью (ОЖ) для спецтехники, работающей в условиях Крайнего севера. Как и другие жидкости марки, АМ65 имеет температуру замерзания, соответствующую цифровому индексу в названии: -65 градусов °C. В обычной гражданской технике, ввиду более высокой цены и избыточности характеристик, практически не применяется. Кроме того, во времена СССР «шестьдесят пятый» поставлялся на северные автобазы и парки по разнарядке, фактически являясь недоступным для рядового автомобилиста.

Тосол-К охлаждающей жидкостью не является вовсе. Индекс «К» обозначает «КамАЗ». Состав был разработан для технологической закалки металлических деталей на Камском автозаводе. Ничего общего с автомобильной ОЖ не имеет.

Чем тосол отличается от антифриза

Слово «антифриз» (antifreeze — буквально «противозамерзающий») так же, как и тосол, стало нарицательным. И, несмотря на то, что тосол, по сути, является его подвидом, принято считать, что антифризы — более современная группа охлаждающих жидкостей. Автомобильные антифризы имеют в названии буквенный индекс G: G11, G12 и так далее.

Несмотря на единую этиленгликолевую основу тосола и антифризов с G11 по G12++, состав присадок у этих жидкостей значительно различается. А новейшие антифризы группы G13 и вовсе имеют в основе пропиленгликоль. На практике это означает, что система охлаждения любого современного автомобиля при применении технологически устаревшего тосола очень быстро выйдет из строя. Основные отличия тосола и антифриза заключаются в следующем.

  1. Антикоррозийные, антивспенивающие и иные защитные свойства. При разработке тосола не стояло задачи придать жидкости функции защиты системы охлаждения. В отличие от антифризов, которые не только производят отвод тепла, но и защищают радиаторы, патрубки, помпу и прочие элементы от коррозии и иных воздействий (химическое разрушение, кавитация и т.д.). Именно в этом заключается основное ограничение на использование устаревшего тосола в современных двигателях. Жидкость быстро разрушит алюминиевые стенки протоков и крыльчатку попы, а также может вызвать разбухание патрубков и пластиковых элементов системы.
  2. Температура кипения. Современные охлаждающие жидкости имеют точку закипания 115-120 градусов, тогда как тосол удерживает данный параметр на уровне 100-110 градусов. Указанные температуры актуальны при работе жидкости под давлением в системе охлаждения (1-2 бара в среднем).
  3. Теплопроводность. Единственный пункт, помимо цены, где тосол выигрывает у антифриза. За счет отсутствия в составе защитных присадок, создающих пленку на всей площади соприкосновения жидкости с деталями, тосол отводит тепло лучше, чем антифриз.
  4. Срок службы. Классический тосол теряет большую часть свойств на пробеге до 50-80 тысяч километров, или до 3 лет. Современный антифриз нередко заливается на весь срок службы автомобиля (обычно под этим подразумевается порядка 250 тысяч км). Конечно, даже «вечный» антифриз в целях профилактики желательно менять с интервалом в 100-150 тысяч или 5-7 лет, но даже при таком подходе стабильность свойств тосола и антифриза несопоставима.

Фото: New Africa / Shutterstock / FOTODOM
Фото: New Africa / Shutterstock / FOTODOM

Замена тосола: когда и как нужно менять

Как отмечалось выше, средний срок службы тосола составляет 50-80 тысяч километров, или 2-3 года. Решающее значение имеют такие факторы как температурный режим двигателя, условия эксплуатации (климат) и качество самой жидкости. В соответствии с этими вводными, а также рекомендациями производителя автомобиля, подбирается оптимальный интервал замены охлаждающей жидкости.

Инструкция по замене тосола

  1. Открыть кран отопителя салона (ручку регулировки температуры) на максимум. Запустить и прогреть двигатель до рабочей температуры. Дождаться полного открытия термостата, чтобы тосол начал циркулировать через радиатор. Это необходимо для перемешивания всей жидкости с осевшими за время стоянки микрочастицами грязи, неизбежно присутствующими в контуре.
  2. Заглушить двигатель, дождаться остывания ОЖ до приемлемой для работы руками температуры (40-50 градусов °C).
  3. Открутить пробку расширительного бачка (или заливную пробку радиатора), открутить сливную пробку на радиаторе, слить тосол в заранее приготовленную тару. Закрутить сливную пробку радиатора. На некоторых двигателях может присутствовать сливной кран на блоке двигателя — в этом случае им также необходимо воспользоваться для удаления из системы остатков тосола.
  4. Залить свежий тосол до риски «max» на расширительном бачке или до необходимого уровня в радиаторе (см. Инструкцию по эксплуатации). Закрутить крышку расширительного бачка (радиатора), запустить двигатель.
  5. Дождаться полного открытия термостата, убедившись в начале циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор. При снижении уровня долить тосол.
  6. В течение пары дней после замены контролировать уровень ОЖ, доливая тосол по мере необходимости: он должен находиться между рисками «min» и «max» на бачке или соответствующих контрольных отметок радиатора.

Можно ли смешивать тосол

В сегодняшних реалиях данный вопрос однозначного ответа не имеет. С точки зрения теории, любой тосол, производящийся по ГОСТу и соответствующий марке АМ40 (самый распространенный) может быть смешан с таким же от другого производителя. Однако на практике каждый бренд имеет свою «рецептуру» производства формально одной и той же охлаждающей жидкости. Которая на деле может значительно отличаться как концентрацией этиленгликоля, так и пакетом присадок.

В целом практика автомобилистов показывает, что смешивание тосола (не путать с антифризами современных серий G) разных производителей в большинстве случаев не ведет к негативным последствиям. Тем не менее, чтобы полностью исключить риски, при необходимости восполнить уровень в бачке лучше разбавить тосол дистиллированной водой. В случае, когда необходимо заместить большой объем (от литра и выше), предпочтительно заменить всю охлаждающую жидкость целиком.

Читайте также:

Все об антифризе: как выбрать, когда менять, от чего зависит цвет

Как, когда и на какую нужно менять тормозную жидкость

Как промыть систему охлаждения и ничего не сломать

Чем лучше промыть радиатор печки автомобиля в домашних условиях