branding imagebranding image
Autonews
Статьи Денис Парфенов
Подписаться на Telegram-канал

Иранские автомобили в России: какие у них шансы на успех

Эксперты позитивно оценили будущее автомобилей из Ирана в России
Какие перспективы есть у иранских автомобилей в России и что готовы предложить производители из Исламской республики?
Iran Khodro Tara
Iran Khodro Tara (Фото: Iran Khodro)

48% россиян считают, что автомобили из Ирана могут завоевать доверие россиян — это стало ясно после опроса, проведенного ВТБ и «Открытие Авто». При этом половина опрошенных полагают, что иранские модели в 2024 году займут до 5% российского авторынка. Какие перспективы есть у иранских автомобилей в России и что готовы предложить производители из Исламской республики?

Исследование ВТБ и «Открытие Авто», в ходе которого было опрошено 1457 респондентов (автовладельцев или желающих приобрести авто), в возрасте 18-65 лет во всех федеральных округах, показало: одной из главных проблем для иранских автомобилей в России является недостаточная информированность потенциальных покупателей о том, что такие машины вообще существуют.

Оказалось, что более двух третей россиян (68%) не знают о возможности приобрести в России автомобили из Исламской республики. Интересно, что среди российских регионов наивысший уровень осведомленности о наличии иранских автомобилей отмечен у жителей Северного Кавказа (42%), самый низкий — на Дальнем Востоке (20%).

Между тем иранская автомобильная промышленность имеет большую историю и опыт в производстве моделей различных классов. В этой стране есть сразу несколько автопроизводителей, которые жестко конкурируют друг с другом за покупателей. Ну, а самыми крупными автоконцернами в стране являются Iran Khodro и SAIPA — обе марки были основаны в еще в 60-х годах прошлого века и начали выпуск легковых автомобилей раньше нашего «АвтоВАЗа».

При этом SAIPA долгое время сотрудничала с компанией Citroen — собственно SAIPA расшифровывается с французского как Societe Anonyme Iranienne de Production Automobile. А вот Iran Khodro с 90-х годов прошлого века наладила отношения с Peugeot.

Но Иран долгое время находился под санкциями, и поэтому автомобильные предприятия были вынуждены заниматься локализацией производства. Сейчас практически все компоненты для иранских автомобилей — включая двигатели, трансмиссии, различную электронику и прочее — делают внутри страны. Мало того, там уже давно приступили не просто к сборке французских машин, а к созданию на их платформе оригинальных моделей.

Надежда на бюджетный сегмент

Опрос ВТБ и «Открытие Авто» показал, что 47% опрошенных просто не знают о преимуществах автомобилей из Ирана. Однако 16% россиян полагают, что главным достоинством иранских моделей является хорошее сочетание цены и качества, еще 12% полагают, что SAIPA и Iran Khodro могут пользоваться спросом в России благодаря своей стоимости.

Iran Khodro Dena
Iran Khodro Dena (Фото: Iran Khodro)

Цена иранских машин действительно может оказаться довольно привлекательной. Они имеют все шансы «выстрелить» в сегменте до 2 млн руб., где сейчас довольно мало моделей (в основном его оккупировали отечественные Lada и UAZ). Так, 52% опрошенных полагают, что «иранцы» смогут прижиться на отечественном авторынке именно за счет модельного ряда в бюджетном сегменте.

Ведь у иранских компаний есть сразу несколько интересных моделей. Например, в России скоро начнется продажа седанов Iran Khodro Dena. Длина этой машины 4559 мм (то есть она крупнее, например, Lada Vesta), а под капотом стоит 1,7-литровый бензиновый турбомотор мощностью 150 л.с. и максимальным крутящим моментом в 215 Н·м. В паре с двигателем трудится шестиступенчатая автоматическая коробка. А в список оборудования Dena входит камера заднего вида, парктроники, круиз-контроль, кондиционер, антиблокировочная система тормозов, система курсовой устойчивости и прочее.

Iran Khodro Tara
Iran Khodro Tara (Фото: Iran Khodro)

Еще одной интересной моделью может стать Iran Khodro Tara. Она чуть меньше Dena (длина 4519 мм), а в ее основе лежит французская платформа PSA PF1. В движение же Tara приводится 1,6-литровым бензиновым двигателем Peugeot TU5P мощностью 113 л.с. (его, как и прочие комплектующие, делают в Иране).

SAIPA Quik
SAIPA Quik (Фото: Autonews.ru)

Ну, а SAIPA планирует продавать в России небольшой кросс-хетч Quik. Он оснащается 1,5-литровым бензиновым двигателем (87 л.с.) и может работать как с механической коробкой передач, так и с автоматом. Плюс будет седан Saina S, который создан на той же платформе, что и Quik.

И, возможно, именно SAIPA Saina S станет самым дешевым иранским автомобилем на российском рынке (и вообще — самой доступной иномаркой). Ведь сборку этих моделей планируется наладить на белорусском заводе «Юнисон».

SAIPA Saina S
SAIPA Saina S (Фото: Autonews.ru)

Оптимистичные прогнозы

Данные ВТБ и «Открытие Авто» показывают также, что по мнению четверти опрошенных, иранские автомашины к концу 2024 года займут долю 1-2% российского авторынка. 20% прогнозируют, что эта доля может составить 3-5%, а 11% оптимистично предрекают «иранцам» 6-10% российского авторынка уже в конце 2024 года.

А если учесть, что по данным Ассоциации европейского бизнеса в России в прошлом году было продано около 1 млн машин, то по мнению «оптимистов» в России будет продано от 60 до 100 тыс. машин из Исламской республики.

Сбудутся ли эти прогнозы? Согласно опросу ВТБ и «Открытие Авто», 22% полагают, что это произойдет, если иранцы предложат россиянам комфортные, технологичные и безопасные автомобили. 14% оценивают хорошие перспективы «иранцев» из-за комфортных цен, которые так важны сегодня для покупателей. А 12% думают, что это произойдет, если иранские производители повысят качество комплектующих.