Согласно проекту постановления правительства РФ, с 1 октября 2024 ожидается увеличение коэффициентов, которые применяются для расчета суммы утилизационного сбора на различные категории транспортных средств. Скачок будет существенный — суммы вырастут на 70-85%. Кроме этого, сбор собираются ежегодно индексировать на 10-20% вплоть до 2030 года.
Что такое утилизационный сбор
Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается от импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. Его ввели в России в 2012 году при вступлении страны в ВТО. Изначально сбор оплачивали только импортеры, но с 2014 года его стали выплачивать и российские автопроизводители.
Кто платит утилизационный сбор
Заплатить утилизационный сбор необходимо:
- производителю — за транспортное средство, изготовленное в России;
- импортеру — за машину, которую ввезли в нашу страну;
- покупателю — за авто, по которому не осуществлялась оплата утилизационного сбора.
Утильсбор вносится единожды, поэтому если изготовитель, импортер или первый покупатель сделал это, то каждый последующий собственник уже ничего не оплачивает.
Когда утилизационный сбор можно не платить
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:
- импорт машин в РФ и помещение под таможенные процедуры временного ввоза либо допуска;
- ввоз автомобиля через таможню в качестве личного имущества беженцами, вынужденными переселенцами или физлицами, участвующими в госпрограмме добровольного переселения;
- нахождение транспортных средств в собственности консульств, дипломатических представительств, международных организаций с привилегиями и иммунитетом (включая сотрудников организаций и членов их семей);
- истечение 30 лет с момента производства ТС;
- возраст автомобиля составляет менее трех лет.
Утилизационный сбор в 2024 году: какой, как рассчитывается
Чтобы рассчитать сумму утилизационного сбора в 2024 году, нужно базовую ставку умножить на коэффициент. Оба показателя зависят от типа транспортного средства, его возраста и других нюансов.
Формула расчета выглядит так:
утилизационный сбор = базовая ставка * коэффициент
Базовые ставки утилизационного сбора в 2024 году:
- 20 000 руб. — для категории М1 (легковые автомобили);
- 150 000 руб. — для всех остальных категорий ТС;
- 172 500 руб. — для самоходных машин и прицепов к ним, спецтехники.
Коэффициент зависит от параметров транспортного средства:
- возраста: новое или старше трех лет,
- категории,
- технически допустимой массы,
- объема двигателя.
Например, за машину с мотором объемом не более 1 л нужно будет заплатить 48 200 руб., с мотором объемом от 1 до 2 л — 178 400 руб., с мотором объемом от 2 до 3 л — 281 600 руб., с мотором от 3 до 3,5 л — 259 600 руб., с мотором объемом свыше 3,5 л — 445 000 руб.
Для обычных автовладельцев, которые ввозят ТС из-за границы для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя базовая ставка утилизационного сбора составляет 20 тыс. руб. Коэффициент, в зависимости от возраста машины, будет меняться от 0,17 до 0,26. Так, для нового автомобиля утилизационный сбор составит 3400 руб., для автомобиля старше трех лет — 5200 руб.
Что изменится после повышения утильсбора в 2024 году?
Однако уже этой осенью ожидаются значительные изменения в размере утилизационного сбора. В июле Минпромторг России представил проект постановления, в котором предложил повысить коэффициенты сбора для ряда автомобилей и спецтехники на 70-85%, а затем ежегодно до 2030 года индексировать на 10-20%. Документ уже прошел публичные обсуждения и отправлен на рассмотрение правительством. Если проект примут, новые ставки вступят в силу с 1 октября 2024 года. Применять их будут к легковым и грузовым автомобилям, автобусам, прицепам и полуприцепам, дорожно-строительной технике.
Изменения коснутся многих автовладельцев, независимо от того, откуда и с какой целью был ввезен транспорт — для личного пользования или перепродажи. Для автомобилей же, ввезенных для личного пользования с объемом двигателя до 3 литров, требования останутся прежними при условии, что автомобиль не будет продан в течение года. В случае продажи в течение года будет произведен пересчет и потребуется доплата.
Приведем примеры расчетов:
Сумма утильсбора для автомобиля с объемом двигателя от 1 до 2 литров, ввезенного для перепродажи, составит 556 200 рублей, а к 2030 году она увеличится до 1 172 400 рублей.
Для автомобиля с объемом двигателя от 2 до 3 литров и годом выпуска более 3 лет обязательный платеж составит 2 366 000 рублей.
За автомобиль с объемом двигателя от 3 до 3,5 литра придется заплатить 2 735 000 рублей, а в 2025 году — 3 296 000 рублей. За легковой автомобиль с объемом двигателя свыше 3,5 литров — 2 284 000 рублей в 2024 году и 2 742 300 рублей в 2025 году.
С начала 2025 года увеличение коэффициента затронет также электромобили и гибриды. В 2025 году утильсбор на данные вида авто составит 667 400 рублей и будет расти до 2030 года, достигнув 1 172 400 рублей. Для электромобилей с годом выпуска более трех лет платеж составит 1 174 000 рублей в 2025 году и вырастет до 2 062 600 рублей к 2030 году.
Как отметили в аналитическом отделе Дром.ру, для АвтоВАЗа повышение утилизационного сбора — прежде всего инструмент борьбы с китайскими импортерами, такими как Chery, Omoda, Haval.