В Минтрансе выступают за возврат контроля средней скорости на российских дорогах и оформления штрафов за ее превышение. Об этом представители ведомства заявили во время круглого стола в Госдуме, организованного думским комитетом по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, передает корреспондент Autonews.ru.
«Вопрос (о возврате штрафов за среднюю скорость. — Autonews.ru) перезрел, мы его поднимаем регулярно, поскольку цифры по совершению ДТП пугающие и единственный доступный метод на федеральных трассах — это установка автоматических дорожных камер. К этому вопросу нужно возвращаться и решать его. Альтернативные методы борьбы с ДТП исчерпаны. Мы неоднократно выступали «за» и готовы еще раз подолбиться в эту дверь», — озвучил позицию министерства замдиректора департамента дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов.
В Минтрансе Московской области также поддержали идею о возврате контроля средней скорости. Там привели статистику, согласно которой в регионе снизилась аварийность благодаря фиксации средней скорости. Так, в Подмосковье такой контроль вели с 2019 по 2021 год на 174 участках общей протяженностью 600 км. За это время количество ДТП на них сократилось на 45%. Кроме того, на 48% снизилось количество погибших в ДТП, при этом не было зафиксировано ни одной автоаварии, связанной с наездом на пешеходов.
В областном Минтрансе предложили возобновить практику фиксации средней скорости на вылетных магистралях, а также на дорогах, проходящих через населенные пункты и расположенных вблизи различных соцобъектов — от школ до торговых центров. «Контроль средней скорости на протяженных участках дорог доказал свою эффективность в снижении количества ДТП, раненых и погибших. Зачастую это единственный действенный способ ограничения скорости в аварийных местах, где отсутствует техническая возможность установки стационарных и передвижных комплексов», — сообщил представитель Минтранса области.
Позицию чиновников поддержали эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). По словам ведущего эксперта факультета городского и регионального развития Константина Трофименко, контроль средней скорости на протяженных участках снижает уровень аварийности и работает эффективнее обычных камер на «мгновенную» скорость. По его словам, количество ДТП в зимний период снижается в 1,3 раза, а в летний — в 1,6 раза, поскольку зимой ниже влияние фактора превышения скорости на возникновение аварии.
«Количество погибших на участках контроля средней скорости в летний период снижается в 4,5 раза по сравнению с аналогичной сетью дорог, не оборудованной такими средствами, а количество столкновений сокращается в 13 раз. Кроме того, такой контроль влияет на манеру вождения автомобилистов — она становится более равномерной и безопасной, а фактов опасного вождения становится меньше», — сказал представитель ВШЭ.
Согласно проведенному исследованию, наибольшая эффективность системы фотовидеофиксации может быть достигнута только путем применения методов контроля мгновенной и средней скорости в зависимости от дорожных условий.
Напомним, что с 2013 года при проезде таких отрезков быстрее допустимой средней скорости водители получали штрафы. Их выписывали на основании статей КоАП за превышение «обычной» скорости. Например, за «среднее» превышение на 20–40 км/час наказывали на 500 руб. Однако осенью 2021 года в ГИБДД перестали оформлять такие постановления — поводом стала позиция Верховного суда, изложенная в постановлении от 7 октября 2019 года № 36-АД 19-3. Суд указал на пробелы в российском законодательстве в части неурегулированности вопросов, связанных с установлением места совершения административного правонарушения.
Согласно информации Autonews.ru, норма относительно оформления постановлений за это нарушение на основе данных с комплексов фиксации должна быть прописана в проекте нового КоАП — такое поручение МВД, Минюсту и Минтрансу еще в 2021 году дал вице-премьер Марат Хуснуллин. Однако последнюю официальную версию документа Минюст пока не публикует и держит в секрете. В доступном проекте норм в отношении средней скорости нет.