Белорусские автодилеры вновь начали продавать автомобили россиянам. Это произошло после нескольких репортажей Autonews.ru, когда корреспондентам издания отказывались продавать машины по российском паспорту. Так, в 2021 году в местных автосалонах корреспонденту не удалось приобрести новые автомобили Lada, Renault, Volkswagen и Kia. Спустя год в этот список также вошла китайская Geely. После запросов Autonews.ru на эту проблему отреагировали в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Разбираемся, можно ли сейчас купить новую машину в соседней стране по российскому паспорту и удастся ли таким образом сэкономить.
Дилеры пользуются положением
Согласно ответу ЕЭК, отказ дилера может расцениваться как злоупотребление доминирующим положением, а это, в свою очередь, является нарушением договора о Евразийском экономическом союзе. Впрочем тут есть один важный нюанс. Как объяснили в организации, нарушением действия продавца будут являться только в случае, его «доминирующего положение на соответствующем товарном рынке, а также если данный отказ не является технологически, экономически или каким-либо иным образом обоснован».
Также в ЕЭК предположили, что нежелание дилеров продавать машины россиянам гипотетически может быть результатом антиконкурентных соглашений. То есть, автомобили из одних стран, которые могут предлагаться по более низким ценам, не могут конкурировать с предложениями в других странах, где такие машину могут быть дороже. Такие действия также находятся под запретом. На похожие договоренности в 2021 году как раз и ссылались дилеры, отказываясь продать машину корреспонденту с российским паспортом. Согласно ответу от комиссии, такие отказы со стороны автодилеров могут считаться нарушением договора о Евразийском экономическом союзе.
Как заявили в ЕЭК, рассматриваемый рынок характеризуется низким уровнем концентрации, является конкурентным и доли участников рынка в подавляющем большинстве не превышают 20%. При этом в ЕЭК в марте 2022 года провели соответствующее расследование, но не смогли установить каких-либо договоренностей между производителями, дистрибьюторами, дилерами новых легковых автомобилей об отказе осуществлять реализацию новых легковых автомобилей определенному составу покупателей, подпадающих под запреты. На отдельный запрос 2023 года, связанный с проблемами купить китайские автомобили в Белоруссии в ЕЭК на момент выхода публикации не ответили.
Тем не менее ситуация в дилерских центрах Белоруссии серьезно изменилась. Autonews.ru вновь обратился к белорусским дилерам, чтобы выяснить, получится ли на этот раз купить машину с российским паспортом.
Geely
Geely стали самыми продаваемыми автомобилями в Белоруссии в 2022 году. Модельный ряд китайцев на местном рынке состоит из трех машин — Coolray, Atlas Pro, Tugella и Emgrand. Все они собираются на заводе «Белджи» под Минском. Однако с их покупкой в Белоруссии могут возникнуть проблемы, во всяком случае у россиян. Так, менеджера крупного автосалона сразу же смутил вопрос о приобретении кроссовера Coolray по нашему паспорту. Продавать машину он не отказался, однако сразу же предупредил о сложностях и попытался отговорить от покупки.
«Купить машину теоретически вы конечно можете, но с поставкой на учет в дальнейшем могут возникнуть сложности и проблемы. Тут мы вам помочь уже нечем не сможем, придется пытаться все решать самостоятельно. Поэтому лучше сначала серьезно подумать перед покупкой», — уверяет менеджер дилерского центра.
Дальше выяснилось, что «живых» кроссоверов Coolray в наличии в автосалоне нет. По словам продавца, спрос на машину очень высок, поэтому сейчас автомобили идут у них под заказ. Также менеджер не стал раскрывать нам стоимость модели.
«В наличии кроссоверов Coolray у нас сейчас нет. Машины, представленные в автосалоне, уже ждут владельцев. Поэтому только предзаказ. Окончательно цена на машину устанавливается заводом изготовителем на день отгрузки», — объяснил продавец.
При этом на сайте дилерского центра и в их рекламной брошюре прайс-листы на Coolray все же есть. Так, автомобиль в начальной комплектации Standart стоит 62 815 BYN (1 647 637 руб. по курсу ЦБ). Такая модификация кроссовера оборудована кондиционером, камерой заднего вида, светодиодной оптикой, круиз-контролем и парктрониками. В России начальной комплектацией Coolray является Comfort. Цены на нее стартуют от 2 299 990 руб. Правда, производитель представляет клиенту при покупке специальную скидку в размере 185 000 руб. Примерно за эти же деньги машину сейчас можно купить в российских дилеров.
Аналогичная ситуация сложилась и с Atlas Pro. По словам менеджера дилерского центра, «живых» машин у них сейчас нет. Точную стоимость машины он также называть отказался. Однако позже мы решили перезвонить в автосалон с просьбой продать машину по белорусскому паспорту. В этом случае, цены на автомобиль нам все же назвали — 73 950 BYN (1 939 708 руб.). При этом объяснили, что машины доступны только под заказ. Срок ожидания — примерно один месяц. В России автомобиль стоит значительно дороже — 2 758 990 руб. Правда и тут компания готова предложить специальную выгоду в размере 300 000 руб.
Lada
С покупкой автомобилей Lada, напротив, никаких проблем в Белоруссии не возникло. Машины от АвтоВАЗа в наличии есть и их продают по российском паспорту. К примеру, в первом же дилерском центре Минска нашелся нужный нам внедорожник Lada Niva Travel. Причем автомобиль в автосалоне представлен в богатой комплектации Comfort. У машины есть ABS, подушка безопасности водителя, подогрев сидений, электропривод зеркал заднего вида, электростеклоподъемники и центральный замок. Стоимость полноприводного внедорожника у дилера ничем не отличается от РРЦ (рекомендованных розничных цен) указанных на официальном сайте — 59 300 BYN (1 555 439 руб.). В российских дилерских центрах нам удалось найти только «упрощенную» версию Lada Niva Travel (без ABS и подушки безопасности). Цены на такую модель в автосалонах стартуют от 1 млн руб.
Также на складе у дилера есть и Lada Niva Legend в докризисной модификации. Самым доступным вариантом оказалась покупка трехдверного внедорожника в комплектации Classic c ABS, передними электростеклоподъемниками, тонировкой, аудиоподготовкой и бортовым компьютер. Заплатить за такой автомобиль придется 45 600 BYN (1 196 088 российских рублей по текущему курсу). У московских дилеров такой внедорожник нам найти не удалось. Продавцы предложили нам лишь упрощенную Lada Niva Travel за 900 000 руб.
А вот седанов Lada Granta в дилерском центре не оказалось. Эта модель в минском автосалоне представлена только в кузове лифтбек и стоит 38 750 BYN (1 016 412,5 руб.). За эти деньги клиенту предложат машину с 1,6-литровым двигателем мощностью 90 л.с. и механической коробкой передач. В списке опций: ABS, две подушки безопасности, кондиционер, подогрев сидений, магнитола и центральный замок. В России Lada Granta сейчас доступна для покупки в антикризсной версии без ABS и с механической кнопкой ЭРА-ГЛОНАСС. Цена — около 700 000 руб.
«Все машины мы продаем в так называемых докризисных версиях с полным набором опций. И, что важно, без дилерских накруток. Машину можно без проблем купить на российский паспорт. После покупки выдадим специальный бумажный белорусский ПТС», — резюмировал сотрудник дилерского центра.
Kia
Корейская Kia стала третьей по популярности автомобильной маркой в Белоруссии в минувшем году. Популярные седан и хэчтбек уже давно исчезли из автосалонов соседней страны, а локомотивами продаж стали кроссоверы Seltos и Sorento.
В первом же дилерском центре, куда мы обратились по вопросу покупки машины, оба этих автомобиля оказались в наличии, и их можно без проблем купить по российскому паспорту. В 2021 году от такой операции дилеры Kia наотрез отказывались.
Теперь же, самый доступный Sorento продавец оценил в 179 900 BYN (кстати именно такая же стоимость указана и на официальном сайте компании).В переводе на российскую валюту это составляет 4 718 777 руб.
За эти деньги клиент получит полноприводный кроссовер в комплектации Active c 2,5-литровым двигателем мощностью 179 л.с. Автомобиль получил светодиодную оптику, кожанную обивку салона, парктроники, систему бесключевого доступа Smart Key и функцию запуска двигателя кнопкой. В России кроссовер в версии Active не продается. Базовой версией полнприводного Sorento с 2,5-литровым агрегатом на нашем рынке является Comfort и стоит она минимум 3 949 900 руб. (данные официального сайта). Впрочем, у дилеров найти такую машину дешевле 4,5 млн руб. будет проблематично.
Что касается Seltos, то в крупной торговой компании в Минске их осталось не так много. Продавец смог нам предложить кроссоверы только в версии Luxe c 2,0-литровым бензиновым мотором. Цена — 109 900 BYN (2 882 677 руб.). В России автомобиль на официальном сайте стоит 2 254 900 руб. Однако у отечественных дилеров такой кроссовер нам найти не удалось. В двух крупных московских автосалонах менеджеры смогли предложить только Seltos в старших комплектациях, ценники на которые серьезно превышают 3 млн руб.
«Автомобиль можно купить по российскому паспорту. ЭПТС пришлем через пару дней после покупки. Как видите мы продаем машины, без так называемой дилерской наценки, чем нередко грешат продавцы в России. Обслуживаться можете у вас, а вот в случае гарантийного ремонта придется приезжать в Белоруссию», — рассказа сотрудник автосалона в Минске.
Hyundai
Также не лучшим образом обстоят дела у местных дилеров с наличием машин Hyundai. Так, в автосалонах так и не удалось найти популярных кроссоверов Creta и седанов Solaris. Зато, при желании можно приобрести Tucson (сейчас это одна из самых популярных моделей корейского бренда в России). Однако в автосалоне оказался автомобиль только в комплектации Elegance за 109 900 BYN (2 882 677 руб). Кроссовер оборудован 2,0-литровым бензиновым двигателем мощностью 150 л.с. и шестиступеннчатой автоматической коробкой передач. Его можно купить по российскому паспорту и дешевле, чем в российских автосалонах: в отечественных дилерских центрах нам так и не удалось найти машин дешевле 3 млн рублей.
Если дилер не продает автомобиль — можно жаловаться
Если россияне столкнутся с проблемой покупки машины Белоруссии, в ЕЭК советуют жаловаться. Например, потребитель обратиться в местные исполнительные и распорядительные органы в зависимости от местонахождения продавца и причины отказа.