Массовый уход зарубежных автопроизводителей
В начале весны 2022 года большинство зарубежных автопроизводителей приостановили свою деятельность в России. Они объясняли это тяжелой геополитической ситуацией и сбоем логистических цепочек. Компании прекратили завозить в страну новые машины, а также заморозили производство на своих заводах. Позже ряд автопроизводителей и вовсе решили покинуть отечественный рынок. Первым о полном уходе из России заявил американский General Motors. Чуть позже аналогичное решение принял Renault. Французы навсегда завершили производство кроссоверов Duster, Kaptur, Arkana, а также легковых Logan и Sandero на московском заводе и передали его властям города.
В октябре Mercedes-Benz заявил о планах уйти с российского рынка, закрыть завод и продать свои доли в местных дочерних компаниях. Всю собственность получит локальный инвестор — один из дилеров немецкой марки, компания «Автодом». Также осенью о решении окончательно покинуть Россию заявил Nissan. В декабре предприятие японского бренда в Санкт-Петербурге перешло под управление АвтоВАЗа. В ноябре попрощаться с отечественным рынком решила и японская Infiniti. Правда, у этой компании не было собственного производства в России — модели импортировали из ряда стран. В свою очередь, компания Mazda продала свою долю на заводе во Владивостоке «Соллерс», но о полном уходе из России не сообщала.
«Упрощенные» автомобили от Lada до УАЗа
В июле 2022 года в России восстановили ряд старых стандартов, позволяющих отечественным производителям выпускать так называемые упрощенные автомобили, в том числе без ABS, подушек безопасности и с менее экологичными моторами.
Под возможность «упрощения» в том числе попали:
- основная линейка двухосных и трехосных транспортных средств и шасси «КАМАЗа»;
- вся линейка транспортных средств марки УАЗ;
- автобусы ПАЗ-3205;
- автомобили и шасси ГАЗ-3302 («Газель Бизнес», «Соболь»);
- автомобили Lada 2190 (Lada Granta).
К тому времени АвтоВАЗ уже приостановил производство своих моделей. На протяжении года дилерские запасы машин постепенно таяли, и торговые компании стали продавать машины с гигантской накруткой. Так, цена на самую доступную модель АвтоВАЗа — Lada Granta — могла достигать в автосалоне 1 млн руб.
Летом АвтоВАЗ смог перезапустить сборку автомобиля в так называемой упрощенной версии. У такой Granta отсутствовали подушки безопасности и ABS, а также была установлена механическая кнопка ЭРА-ГЛОНАСС. Однако позже АвтоВАЗ вернул на машину эйрбэги, а в некоторых модификациях автомобиль стал продаваться с кондиционером. Сейчас «антикризисный» седан (без ABS и с механической кнопкой ЭРА-ГЛОНАСС) на официальном сайте стоит от 678 тыс. руб.
Аналогичная ситуация сложилась и с внедорожником Lada Niva. АвтоВАЗ смог возобновить выпуск легендарной модели только летом. Изначально с конвейера предприятия в Тольятти начали сходить внедорожники Lada Niva Legend без ABS и подушки безопасности. Позже к ним присоединилась и «упрощенная» Lada Niva Travel. Благодаря перезапуску производства Lada Niva моментально стала самым популярным SUV в России на фоне нехватки других машин у дилеров. Рекомендованные розничные цены на эти модели сейчас стартуют от 808 900 и 998 900 руб. соответственно.
Падение продаж и рост цен
Приостановка деятельности в России ряда зарубежных производителей привела к острой нехватке машин на дилерских складах. В такой ситуации торговые компании начали продавать автомобили с огромной наценкой. Впрочем, и сами автопроизводители регулярно стали менять прайc-листы на модели в сторону увеличения. В результате продажи новых машин в России стремительно пошли вниз. Например, по данным АЕБ, в апреле и мае в стране было продано всего 32 702 и 24 268 автомобилей соответственно. Эти цифры оказались даже хуже «черного» апреля и мая 2020 года, когда в стране из-за локдауна, вызванного коронавирусом, не работали многие дилерские центры.
Однако летом на фоне укрепления рубля ситуация стала меняться в лучшую сторону. Цены на машины медленно стали снижаться, а клиенты постепенно начали возвращаться в автосалоны. Но достичь показателей начала года пока все равно не удается. Так, нынешний глава комитета автопроизводителей Алексей Калицев на ежегодной конвенции ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) спрогнозировал падение рынка минимум вдвое по итогам 2022 года.
Рост доли «китайцев»
На фоне нехватки европейских, американских и японских автомобилей россияне обратили внимание на китайские бренды, которые в отличие от их коллег из других стран решили продолжить свою работу в стране. В результате, по данным аналитического агентства «Автостат», в декабре доля автомобилей из Поднебесной достигла 34,8% от общего числа проданных машин. В начале года она не превышала и 10%. Сейчас по этому показателю «китайцы» уступают лишь отечественной Lada. Самыми популярными моделями из Поднебесной на нашем рынке сейчас являются Haval Jolion, Chery Tiggo 7 Pro и Geely Coolray.
Скорее всего, этот тренд будет актуальным и в 2023 году. Китайские марки, которые уже представлены в России, планируют серьезно расширить свою модельную гамму. Кроме этого, на нашем рынке должны появиться машины и других компаний из Поднебесной. Например, в скором времени к дилерам поступят рамные внедорожники нового бренда Tank. В свою очередь, китайский премиальный бренд Voyah (входит в состав концерна Dongfeng) готовится запустить продажи электрического полноприводного кроссовера Voyah Free. Также не исключается скорое появление в нашей стране бренда Hongqi. Сейчас дилеры уже привозят модели этой марки по схеме параллельного импорта.
«Москвич», Evolute, Aurus и «Cоллерс» вместо Mazda и Ford
Занять место ушедших автопроизводителей решили не только китайцы, но и отечественные бренды. Одной из главных новостей года, безусловно, стало возрождение марки «Москвич». Первые кроссоверы этого бренда уже начали сходить с конвейера бывшего завода Renault в Москве. Сейчас предприятие выпускает модель под названием «Москвич 3», которая по сути является перелицованной версией китайского автомобиля JAC JS4.
Базовая версия нового кроссовера «Москвич 3» обойдется покупателю в 1 970 000 руб. За эти деньги клиент получит автомобиль с бензиновым мотором объемом 1,5 л мощностью 150 л.с., который допускает использование Аи-92, с шестиступенчатой механической коробкой передач. Версия с вариатором будет дороже на 50–90 тыс. руб. Также клиентам предложат и электрическую модификацию машины под названием «Москвич 3е» с мотором на передней оси и мощностью от 68 л.с.