В конце декабря курс доллара впервые с мая превысил 70 руб. Такие колебания под конец года вызвали у автомобилистов вопросы относительно будущих цен на автомобили, которые стали еще более чувствительны к таким изменениям. С помощью экспертов разбираемся, как будут меняться цены в 2023 году, какие модели будут продавать в России и в каких объемах.
Цены будут расти
Опрошенные дилеры готовятся к тому, что стоимость автомобилей будет расти: на цены в том числе будут влиять инфляция, курс рубля, спрос и доступность машин. На эти обстоятельства, к примеру, указал генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.
«Курс валют — один из основных факторов, влияющих на стоимость автомобилей. В начале 2023 года цены на новые автомобили могут увеличиться примерно на 10%. Традиционно с 1 января бренды повышали стоимость авто на 3–4% в силу инфляции, а сейчас некоторые автопроизводители уже объявили о повышении цен на 7%», — отметил Ольховский.
Также представитель дилерского сообщества ожидает, что в 2023 году придет время анонсирования планов от локальных производителей о готовности наполнить рынок РФ новыми автомобилями. «Однако в настоящее время проблематично делать по ним однозначные прогнозы», — отметил эксперт.
В свою очередь, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков, признался, что пока ему сложно прогнозировать динамику цен на автомобили в 2023 году.
«Стоит отметить, что рост курса валюты оказывает весомое влияние на индексацию цен. Если он увеличивается, то и цены тоже будут расти. Если рост курса валют сохранится и продолжится, то можно ожидать, что стоимость в том числе и локализованных моделей также повысится в 2023 году», — сказал Стариков.
Директор по развитию автохолдинга «Ключавто» Юлия Овчинникова признала, что колебания курсов валют действительно могут сказаться на стоимости автомобилей. Другим ценообразующим фактором она назвала спрос. Так, реализовывать автомобили в убыток дилеры не могут, но и потерять лояльность клиентов продавцы также не хотят.
«Изменения стоимости в первую очередь коснутся автомобилей, поставляемых из-за рубежа, — это прогнозируемые последствия. Текущая экономическая ситуация с падением рубля в России происходит не впервые, и на среднюю стоимость автомобилей всегда влияли как инфляционные факторы, включая волатильность рубля, резкие изменения в цепочках поставок и финансовых инструментах, так и инвестиционный спрос на премиальный сегмент автомобилей», — сказала Овчинникова.
Участник отрасли также отметила, что стоимость отечественных автомобилей меньше подвержена изменениям из-за падения рубля.
«Но стоит учитывать, что для сборки используются в том числе компоненты зарубежного производства и цены на них могут поменяться. Это может сказаться на конечной стоимости автомобилей для потребителей. Смягчающим фактором, вероятно, станет программа государственного льготного автокредитования на локализованные модели», — отметила Овчинникова.
Генеральный директор и владелец «Фреш Авто» Денис Мигаль текущие колебания курсов валют рассматривает как краткосрочные: выводы относительно курса рубля и его влияния на цены, он советует делать уже после начала 2023 года. При этом он обратил внимание, что для стабилизации цен в новом году правительство, скорее всего, будет использовать программы господдержки спроса.
«В России пытаются налаживать отечественное производство, чтобы показать рост продаж, нужны хорошие цены. Поэтому я ожидаю, что будут действовать субсидии и различные госпрограммы, чтобы автомобили продавались, они должны быть дешевле. Если вдруг возникнет дефицитный спрос, могут возникнуть спекулятивные скачки цен. Но глобально ситуация по ценам будет выглядеть как в конце 2022 года, просто ее нужно будет умножить на амбиции брендов по повышению продаж и доли рынка», — сказал Мигаль.
По мнению эксперта, в 2023 году в России продадут не более 600 тыс. автомобилей, при этом он не ожидает разморозки немецких брендов, а вот у корейских марок, по его мнению, шансы начать продажи все-таки есть.
Новые цены не с чем сравнивать
Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков в беседе с Autonews.ru предупредил, что в новом году ценообразование и ситуация в отрасли в целом будут значительно отличаться от последних привычных лет. Например, как указал Целиков, в России уже значительно снизилась так называемая средневзвешенная цена автомобиля.
«Средневзвешенная цена автомобиля на российском рынке стабильно снижается последние пять-шесть месяцев. Падает она не потому, что автомобили дешевеют, а потому, что расчет идет с учетом всего объема продаж. И сейчас продают больше автомобилей Lada, больше китайских моделей и меньше премиальных и дорогих моделей, включая BMW, Mercedes, Land Rover. Потребитель ищет и покупает более дешевые автомобили», — отметил Целиков.
При этом Целиков не ожидает одномоментного повышения цен от работающих в России автобрендов в начале 2023 года, как это обычно происходило каждый январь. Он напомнил, что производители традиционно поднимали цены с января следующего года — обновляли их с учетом инфляции, выпускали новые модели. Но в 2023 году привычного количества производителей с заводами в России не будет.
«Поднимать цены и менять рекомендованные ценники на несколько десятков моделей, которые сейчас не продают и не производят в России, смысла нет. Остались только китайские игроки и АвтоВАЗ. У китайцев сейчас и так стоят высокие цены. Не думаю, что они будут их увеличивать — скорее они будут предлагать новые варианты с комплектациями, добавляя более новые, дорогие, с разными субсидиями или без. Просто разом индексировать цены на весь модельный ряд они, скорее всего, не будут. Если только курс доллара вдруг поднимется до 90 руб.», — сказал Целиков.
Что касается АвтоВАЗа, то, как указал аналитик, компания традиционно поднимает цены один—три раза в год с учетом инфляции. Он ожидает, что такой подход производитель реализует и в 2023 году.
«При этом изменение цены от АвтоВАЗа будет сложно сравнивать. Например, появится новая «Веста». Она будет дорогая, потому что это новое поколение. И раньше у нее были конкуренты — Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Skoda Radid. Но где они теперь? Ни одного конкурента нет. Китайские бренды в этот сегмент заходить не хотят. Поэтому пока можно устанавливать любые цены», — прогнозирует эксперт.
Автомобилей за 1,5–2 млн руб. не найти
В конце 2022 — начале 2023 года дефицита в автосалонах Целиков не ожидает. Но с серьезной поправкой: в ценовом сегменте 1,5–2 млн руб. найти в России предложения практически невозможно.
«Машин в сегменте B+ очень мало, только частники привозят что-то по мелочи. За 1,5–2 млн руб. ничего не найдешь. От двух — пожалуйста. Тот же «Москвич». Может, узбеки, иранцы что-то начнут привозить», — сказал Целиков.