После февраля в России резко выросла стоимость всего, что связано с автомобилями: запчастей, шин, расходников, а также самих машин — как новых, так и подержанных. Однако затем цены понемногу поползли вниз — и пусть пока не достигли докризисных уровней, заметно уменьшились. Аналитики портала «Дром» по просьбе Autonews.ru отследили изменение стоимости одних из самых популярных моделей на рынке в возрасте от года до пяти лет. Динамика получилась схожей, но все-таки с индивидуальными особенностями.
Lada Granta
Средняя цена на отечественную «Гранту» с пробегом в январе—феврале едва превышала 700 тыс. руб. В марте она взлетела выше 800-тысячной отметки — рост составил почти 14%. Далее началось довольно быстрое снижение, которое слегка замедлилось в последние месяцы. А теперь подержанная «Гранта» в среднем оценивается в 740 тыс. руб. — на 2,8% дороже, чем в феврале.
Lada Vesta
Флагманская модель АвтоВАЗа весной взлетала в цене сильнее — почти на 17% по сравнению с зимними уровнями. В пике среднестатистическая подержанная «Веста» фигурировала в объявлениях по 1 120 000 руб., а к октябрю так и осталась выше миллионной отметки. Это может быть связано с дефицитом: производство Lada Vesta приостановлено как минимум до весны 2023-го, поэтому 9%-ное итоговое подорожание вполне закономерно.
Hyundai Solaris
Корейский бюджетный седан в марте—апреле успел подорожать почти на 200 тыс. руб. — сумма серьезная, но в процентном отношении это почти то же, что и у Lada Granta, 14,8%. Однако интересна дальнейшая динамика: достигнув локального дна в августе, с осени цены на «Солярисы» снова начали немного расти. Возможно, сказался тот фактор, что производство на заводе в Санкт-Петербурге в ближайшее время возобновлено не будет, и покупатели это поняли.
Hyundai Creta
Стоимость еще одного Hyundai питерской сборки — бюджетного кроссовера Creta — пока никуда не растет, но здесь сказывается высота изначального прыжка: к апрелю «Крета» успела подорожать почти на 20%. Сейчас разница в цене между февралем и октябрем составляет всего 6%. Это все еще больше, чем 4% у Solaris, но уже вполне приемлемо.
Renault Duster
Французская компания первой объявила о том, что покинет Россию, но панику на рынке «Дастеров» это решение не вызвало: в моменте цены поднимались максимум на 15%. К октябрю разница составила уже 6%, или около 60 тыс. руб. в абсолютных величинах. Если же говорить о конкурентах, то среднестатистический «Дастер» не старше пяти лет в среднем на 300 тыс. руб. дороже такой же среднестатистической «Креты».
Skoda Octavia
Чешский лифтбек весной живо перемахнул двухмиллионную отметку и, кажется, прочно за ней обосновался. При этом драматичным подорожание «Октавий» не назвать: максимально цена росла на 16%, а к сентябрю разница уменьшилась до пяти процентов с небольшим. Впрочем, мы все еще говорим о подержанной «Шкоде» за два миллиона.
Volkswagen Tiguan
Мощный во всех отношениях рост в марте—апреле показал Volkswagen Tiguan. В процентном отношении прибавка составляла 23,6%, а в абсолютных числах доходила до 650 тыс. руб.: если в начале 2022 года Tiguan в среднем стоил около 2,75 млн руб., то в марте уже 3,3 млн — 3,4 млн руб. То есть автомобиль подорожал почти на стоимость подержанной «Гранты».
Kia Sportage
Корейский конкурент «Тигуана» как был в среднем на 600 тыс. руб. доступнее, так и остался: сегодня за «Спортейджи» просят около 2,3 млн. руб. Но в процентном отношении разница все же больше, чем у VW: по сравнению с февралем цены выросли на 7%. Зато весенний пик был заметно мягче, чем у немецкого кроссовера: максимум паркетники от Kia дорожали до 2,5 млн руб., то есть на 16%.
Toyota RAV4
Чтобы в очередной раз убедиться в безусловной народной любви к «Тойотам», достаточно изучить этот график. На пике покупательского ажиотажа кроссовер RAV4 подорожал почти на 900 тыс. руб., практически «долетев» до четырехмиллионной отметки — и да, речь по-прежнему о «бэушках» в возрасте от года до пяти лет. В относительных величинах прибавка цены составила аж 31%, да и дешеветь «рафики» не спешат: сейчас они стоят на 350 тыс. руб. дороже, чем зимой, то есть разница составляет 12,7%.
Toyota Camry
В случае Toyota Camry тенденция очень похожая: к апрелю цены подскочили с 2,6 до 3,4 млн руб., что соответствует росту на 30,7%. Дальше стоимость начала плавно снижаться, но сегодня «Камри» все равно на триста с лишним тысяч (или на 13,5%) дороже, чем была в феврале. А с учетом того, что завод Toyota в Санкт-Петербурге уже точно не вернется к выпуску этих моделей, на большие дисконты в будущем рассчитывать вряд ли приходится.
«Видно, что с марта рост у всех минимум на 10% по сравнению с январем, — комментирует аналитик портала «Дром» Алексей Юсов. — При этом единственные представители Японии (Rav4 и Camry) выросли сильнее всего. Начиная с мая происходит постепенный спад цен. И, опять же, «японцы» дешевеют не так сильно».
Также аналитик уточняет, что в настоящее время спрос на все автомобили снизился. «В первой половине октября он сократился на 15% относительно аналогичного периода прошлого месяца, при этом количество добавленных объявлений увеличилось. Возможно цен продолжалась корректироваться вниз», — комментирует Юсов.
По мнению руководителя аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, усредненные цены из объявлений дают несколько искаженную картину, а реальному покупателю следует детально изучать предложения по каждому конкретному автомобилю.
«Многие до сих пор держат высокие цены, но это не более чем «хотелки», реальные сделки сейчас совершаются намного дешевле. По моим наблюдениям, цены на вторичке уже практически вернулись к докризисному уровню, если не считать совсем «свежие» машины, возрастом до года и с пробегом меньше 30 тыс. км. Они действительно остаются дорогими и могут влиять на общую статистику», — объясняет эксперт.
Кроме того, Целиков отметил, что возобновления роста на автомобили с пробегом он не ожидает. Несмотря на истощение дилерских запасов и остановку локальных производств, дефицит на вторичке маловероятен, так как из-за рубежа сейчас идет стабильный поток подержанных машин возрастом 3–5 лет.
«В среднем такие варианты получаются на 20–30% дешевле, чем в России, так что рынок относительно «свежих» машин с пробегом чувствует себя хорошо, — отметил руководитель «Автостата». — Трудности, вероятно, возникнут с новыми и почти новыми автомобилями: везти их по параллельным каналам не так выгодно, а внутренний российский рынок скоро не сможет ничего предложить, кроме Lada и «китайцев». Но в том, что касается чуть сильнее подержанных машин, проблем быть не должно».