Россию один за другим покидают популярные автобренды. Источники на ряде оставшихся предприятий уверяют, что решения по своему будущему в России большинство компаний примет до конца 2022 года. Однако ситуация может измениться в любой момент и в любую сторону. Разбираемся, кто ушел, кто старается остаться, кто может стать следующим и что будет с освободившимися производственными мощностями.
Renault: уход в мае
В мае российские активы группы Renault перешли в государственную собственность. Доля компании в АвтоВАЗе перешла ФГУП «НАМИ», а завод «Рено Россия» получила Москва. 100% акций ЗАО «Рено Россия» получило правительство столицы, а 67,69% акций автоконцерна АвтоВАЗ перешли в собственность ФГУП «НАМИ». При этом оставшиеся акции автоконцерна АвтоВАЗ пока сохраняет ГК «Ростех».
Передача активов предусматривает опцион на шесть лет — это срок, в течение которого французы cмогут принять решение по выкупу акций обратно. Речи о возврате доли в АвтоВАЗе при этом не идет. Как заявил гендиректор и президент концерна Renault Жан-Доминик Сенар, Renault ушла из России так, чтобы в перспективе иметь возможность вернуться, если ситуация изменится. Возвращение, по его оценкам, будет стоить столько же, сколько пришлось потерять во время ухода, — €2,3 млрд.
После ухода бренда автомобили Renault начали обслуживать и чинить по гарантии дилеры Lada под контролем АвтоВАЗа. В 2023 году части дилеров Renault предложили стать частью сети Lada.
Что будет вместо Renault
На мощностях завода власти приняли решение выпускать автомобили под возрожденной маркой «Москвич». На развитие «Москвича» выделили 5 млрд руб. Такое соглашение подписали власти Москвы и ПАО «КАМАЗ». Обе стороны вложат в проект по половине обозначенной суммы. Выделенные средства потратят на «локализацию узлов и компонентов и адаптацию производственных мощностей. Какие именно автомобили будут выпускать под маркой «Москвич», пока не известно. В мэрии пообещали начать производство в декабре 2022 года и до конца года выпустить первые 600 машин, треть из них должны быть электрокарами. Ожидается, что машины будут использовать в том числе для такси и каршеринга, а партнером предприятия выступит одна из китайских компаний.
Toyota и Lexus: отказ от производства в сентябре
В конце сентября Toyota приняла решение полностью прекратить производство на заводе «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге.
Здесь выпускали Toyota Camry и RAV4, а инвестиции в открытие и развитие завода составили порядка 38 млрд руб. Компания остановила работу завода 4 марта 2022 года из-за нарушений в логистических цепочках поставок ключевых материалов и деталей. Вплоть до сентября сотрудники находились в режиме простоя и получали две трети зарплаты. Вместе с Тоуоta ушел и премиальный бренд марки Lexus, у которого собственного производства в России не было.
Как сообщили в японской корпорации, Toyota оптимизирует свою структуру в России и продолжит работу с фокусом на поддержку дилерской сети для обслуживания существующих клиентов Тоуоta и Lexus. Операционная деятельность московского офиса «Тойота Мотор» будет оптимизирована и реструктурирована с фокусом на поддержку дилерской сети для продолжения обслуживания клиентов Тоуоta и Lехus в России.
Что будет вместо завода Toyota
Пока не известно, что будет с мощностями предприятия: Toyota ищет покупателей, которые приобретут завод. Однако эксперты сомневаются, что в ближайшее время на освободившиеся мощности придут инвесторы, которые захотят производить на этой площадке автомобили.
Nissan: уход в октябре
Японский автопроизводитель Nissan заявил о том, что полностью сворачивает деятельность в России и передает активы государственным структурам 11 октября.
Такое решение не стало неожиданностью, поскольку бренд входил в концерн Renault-Nissan-Mitsubishi. Поэтому уход вслед за Renault казался вопросом времени. Nissan собирал на заводе в Петербурге внедорожники Qashqai, X-Trail и Murano, мощность предприятия составляла 100 тыс. автомобилей в год. Новым собственником предприятия стало ФГУП «НАМИ», ему достался и завод, и научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге, а также департамент продаж и маркетинга, находящийся в Москве.
Что будет вместо Nissan
Государство намерено поддержать предприятие, только вот что там будут производить, пока непонятно. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, пока главная задача — сохранить сам завод и рабочие места. Он заявил, что предприятие сохранит работоспособность: ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места (а это около 2 тыс. сотрудников предприятия). При этом у НАМИ будет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнеров, создавать совместные предприятия. Близкие к заводу источники ожидают, что партнером опять-таки может стать китайский бренд.
Mercedes-Benz: уход в октябре
В конце октября Mercedes-Benz также заявил об уходе — завод компании в России проработал всего три года. Его построили в России в 2019 году. Площадь предприятия составила 85 га, а инвестиции в строительство, оборудование и обучение персонала превысили 19 млрд руб. Бренд долгое время не мог решиться на инвестиции в локализацию производства, поскольку спрос на автомобили марки всегда оставался стабильным. В итоге, подписав с государством специнвестконтракт, немецкий автобренд оказался под сильным давлением российских властей.