branding imagebranding image
Autonews
Запчасти Мария Колесова, Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

«Прежних цен не будет». Что происходит с рынком автозапчастей в России

Стоимость автозапчастей в России выросла на 70–90% с начала года, при этом дефицит снижается, но возвращения к докризисному уровню ожидать не стоит. Что будет с ценами, поставками и на какие модели детали найти сложнее
Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Одно из главных последствий февральских событий для автомобильной индустрии России — обрыв цепочек поставок запчастей и компонентов. Именно из-за этого остановилось большинство заводов, некоторые из которых — Renault, Nissan, Toyota — уже точно не вернутся к выпуску привычных моделей. По той же причине начался кризис в сфере гарантийного и послепродажного обслуживания: деталей стало не хватать, цены взлетели, а сроки ремонта значительно увеличились. Однако к середине осени турбулентность начала немного снижаться.

Насколько подорожали запчасти

Специально для Autonews.ru сеть автосервисных центров «Вилгуд» провела исследование стоимости оригинальных запчастей для самых массовых автомобилей в России. Специалисты компании сравнили цены, которые действовали зимой, до начала боевых действий на Украине, с теми, которые установились на рынке к концу весны, а также с актуальными на данный момент, в сентябре—октябре 2022 года. Подорожание некоторых позиций составило до 200% с лишним.

Цены на оригинальные запчасти
Запчасть Февраль (руб.) Март (руб.) Октябрь (руб.) Прирост к весне Прирост к осени
Lada Granta 63,34% 70,86%
Фильтр масляный 317 499 57,41%
Колодки тормозные передние 293 480 540 63,82% 84,30%
Колодки тормозные задние 315 513 62,86%
Lada Vesta 18,62% 29,20%
Фильтр масляный 392 465 18,62%
Колодки тормозные передние 798 1031 29,20%
Lada Niva 9,31% 41,88%
Колодки тормозные передние 494 540 9,31% 41,88%
Lada Largus 109,50% 98,72%
Фильтр масляный 293 440 680 50,17% 132,08%
Фильтр воздушный 200 690 420 245,00% 110,00%
Свеча зажигания 159 212 245 33,33% 54,09%
Kia Rio 143,68% 45,64%
Фильтр масляный 410 940 688 128,71% 67,80%
Фильтр воздушный 788 1811 973 129,82% 23,48%
Свеча зажигания 259 793 882 172,51%
Hyundai Solaris 50,18% 26,19%
Фильтр масляный 410 750 605 82,93% 47,56%
Свеча зажигания 499 586 523 17,43% 4,81%
Hyundai Creta 98,11% 116,82%
Фильтр масляный 328 804 712 145,12% 117,07%
Фильтр воздушный 292 456 56,16%
Свеча зажигания 505 763 1400 51,09% 177,23%
Renault Duster 55,17% 94,25%
Фильтр масляный 348 540 676 55,17% 94,25%
VW Polo 44,89% 118,93%
Фильтр масляный 657 930 1638 41,55% 149,32%
Фильтр воздушный 1039 1540 1959 48,22% 88,55%
Среднее значение 65,87% 71,39%

Параллельно аналитики «Вилгуда» провели такое же исследование и в отношении неоригинальных запчастей-заменителей. Как видно из таблицы, здесь динамика несколько иная: первоначальный всплеск цен весной был намного сильнее (отдельные позиции подорожали более чем на 400%), но затем произошел откат. И хотя итоговое подорожание заменителей пока все равно выше, чем оригинальных деталей, соотношение плавно выравнивается.

Цены на неоригинальные запчасти
Запчасть Февраль (руб.) Март (руб.) Октябрь (руб.) Прирост к весне Прирост к осени
Lada Granta 57,05% 74,84%
Фильтр масляный 250 490 580 96,00% 132,00%
Свеча зажигания 232 274 273 18,10% 17,67%
Lada Vesta 177,00% 130,78%
Фильтр масляный 181 304 498 145,30% 175,14%
Свеча зажигания 184 568 343 208,70% 86,41%
Lada Niva
Фильтр масляный 262 321 22,52% 28,24%
Lada Largus 145,25% 54,47%
Фильтр масляный 369 571 461 54,74% 24,93%
Фильтр воздушный 376 441 484 17,29% 28,72%
Свеча зажигания 120 690 247 475,00% 105,83%
Колодки тормозные передние 971 1301 1538 33,99% 58,39%
Kia Rio 124,33% 97,61%
Фильтр масляный 201 374 577 152,74% 187,06%
Фильтр воздушный 344 544 535 90,12% 55,52%
Свеча зажигания 242 549 366 126,86% 126,86%
Колодки тормозные передние 1349 2697 1128 155,67% 17,16%
Колодки тормозные задние 1402 2159 582 96,29% 101,44%
Hyundai Solaris 77,38% 48,51%
Фильтр масляный 261 564 545 116,09% 80,84%
Фильтр воздушный 286 609 363 112,94% 40,21%
Свеча зажигания 427 528 366 59,02%
Колодки тормозные передние 1408 2108 1088 49,72% 24,46%
Колодки тормозные задние 1185 1767 1213 49,11%
Hyundai Creta 117,26% 112,19%
Фильтр масляный 143 539 317 276,92% 190,21%
Фильтр воздушный 326 547 532 67,79% 74,23%
Колодки тормозные передние 1076 2404 1946 123,42% 165,99%
Колодки тормозные задние 1648 1663 1590 0,91% 18,33%
Renault Duster 108,78% 113,38%
Фильтр масляный 249 536 550 138,96% 120,88%
Фильтр воздушный 236 491 432 119,92% 83,05%
Свеча зажигания 220 269 725 108,18% 229,55%
Колодки тормозные передние 1966 4086 2360 68,06% 20,04%
VW Polo 118,87% 55,48%
Фильтр масляный 316 783 822 147,78% 138,29%
Фильтр воздушный 311 922 640 196,46% 41,16%
Свеча зажигания 266 303 154,89% 13,91%
Колодки тормозные передние 1992 2655 1761 33,28% 3,74%
Колодки тормозные задние 1280 2073 1080 61,95% 80,31%
Среднее значение 105,38% 79,50%

«Для оригинальных запасных частей и их аналогов картины имеют несколько разные тенденции, — комментирует статистику Барно Турсунова, сооснователь сети «Вилгуд». — Так, оригинал в целом постоянно растет: с января по март цены выросли примерно на 60–65%. Далее рост замедлился: с марта по сентябрь оригинал подорожал еще на 10–15%. Основная причина — сложности с логистикой и постоянный спрос на гарантийный ремонт. Скорее всего, цены на оригинальные запасные части будут продолжать расти примерно на 2–4% в месяц, при этом спрос на них постепенно будет снижаться».

При этом, по словам Турсуновой, механизмы ценообразования в случае неоригинальных запчастей сработали иным образом: в марте произошел резкий скачок цен примерно на 105–120%, а затем пошло плавное снижение. Уже в сентябре стоимость неоригинальных запчастей снизилась на 30–40% по сравнению с пиковыми значениями. «Причиной всплеска цен в начале весны стало резкое увеличение спроса на аналоговые запчасти для автомобилей, которые перестали обслуживаться по гарантии. Плюс, конечно же, сказались сложности с логистикой», — пояснила эксперт.

👉 Треть россиян недовольна резким ростом стоимости обслуживания машин

Дальнейшее изменение цен будет продиктовано изменением баланса оригинальных и неоригинальных деталей по мере того, как у проданных автомобилей начнут заканчиваться гарантийные сроки. «Цены начали снижаться за счет того, что владельцы автомобилей переходят с более дорогих аналогов на более доступные запасные части, — рассказывает Барно Турсунова. — Кроме того, сейчас объем доступных запчастей на складах выше, чем был весной. Скорее всего, цены стабилизируются на том же уровне, что сейчас. При этом в сравнении с оригинальными комплектующими общий объем аналоговых запчастей вырастет еще больше».

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Как формировался дефицит запчастей в России

Прекращение поставок компонентов сказалось на работе сервисных станций не мгновенно. В первые недели на складах еще хватало запчастей, доставленных в январе—феврале, а уже затем начался настоящий дефицит, который разные компании преодолевали по-разному. Впрочем, подавляющее большинство сделало акцент на «товары первой необходимости», которые требуются для самых частых и массовых видов ремонта.

«Пик дефицита на запчасти мы наблюдали в августе. Запасы запчастей европейских брендов были практически исчерпаны, а новое пополнение от производителей из Азии и Турции только начало поступать. В сентябре и октябре дистрибьюторы, понимая неизбежность дефицита, бросились формировать заказы», — рассказал Autonews.ru директор и сооснователь международной сети автосервисов Fit Service Данил Соловьев.

👉 Стало известно, сколько россияне тратят на содержание своих автомобилей

По его словам, в первую очередь были сформированы заказы на запчасти группы А — те, которые нужны для мелкосрочного ремонта и техобслуживания в первую очередь автомобилей масс-сегмента. Именно на эти детали, по оценке Соловьева, в России складывается основной объем спроса. Сюда входят тормозные колодки, диски, фильтры, свечи зажигания, базовые детали подвески.

«На этом фоне дистрибьюторам не хватило времени для заказов на запчасти группы В — это детали для проведения техобслуживания редких автомобилей. И пока еще практически не размещали заказы на группу С — это редкие запчасти, например детали двигателя, для редких автомобилей. Это произойдет следующим этапом, и завершится он не раньше лета 2024 года. Тем самым мы ожидаем, что дефицит запчастей на редкие автомобили из бизнес- и премиум-сегментов будет сохраняться. При этом самый пик дефицита запчастей на автомобили масс-сегмента пройден», — сказал Соловьев.

Что будет с наличием и ценами в обозримом будущем

Перевод поставок автомобильных компонентов на альтернативные каналы оказался делом небыстрым: участники рынка говорят, что процесс занял несколько месяцев и принес сколько-нибудь стабильные результаты только к августу—сентябрю. При этом основные сложности связаны с поиском надежных партнеров за рубежом, а вот внутри России все организовано грамотно.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

«Самое главное, что все препоны и ограничения по параллельному импорту сняты. С точки зрения регуляторов сделано все, что должно быть сделано, на таможне не возникает никаких проблем, за исключением отдельных мелких нюансов. Да, все это заняло какое-то время, но здесь на чиновников обижаться нет смысла: бюрократическая машина просто не может работать быстро. Главное, что все договорились и во всем разобрались», — комментирует Алексей Певхенен, директор Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК).

При этом, по словам Певхенена, западные поставщики остерегаются работать с российскими клиентами, опасаясь санкций со стороны крупных компаний. Но и эти проблемы со временем разрешаются.

«Польские и немецкие компании пытаются отслеживать, куда идут их товары, и пытаются все это дело как-то перекрывать, — поясняет представитель АДАК. — В связи с этим сказать, что поставки идут без проблем, нельзя. Но все-таки здоровая предпринимательская жадность побеждает: и с той, и с другой стороны всем хочется вести бизнес и зарабатывать деньги. Поэтому постепенно так или иначе объем поставок запчастей растет. Особенно хорошо заметен прогресс за последние два месяца».

👉 В Сети выставили на продажу запчасти от Aurus

Однако одним только параллельным импортом дело не заканчивается: дистрибьюторы уже начали развивать собственные торговые марки. Некоторые разворачивают собственное производство автомобильных запчастей.

«Некоторые компании занимаются локализацией производства, понимая, что лучше все производить здесь. Да, это будет тяжело, такие проекты невозможно реализовать за полгода или год, на них потребуется порядка 5–10 лет. Они явно будут реализовываться, и политика государства по финансированию проектов, связанных с развитием промышленных предприятий, этому способствует», — считает директор FIT Service Данил Соловьев.

Что же до менее отдаленных перспектив, то ситуация на рынке автомобильных компонентов будет напрямую зависеть от геополитической обстановки, но возвращения к февральскому уровню цен можно не ждать.

«Я уверен, что этого не произойдет просто потому, что параллельный импорт — это продажа не напрямую, а через нескольких посредников, каждый из которых извлекает свою выгоду, — комментирует Алексей Певхенен. — Кроме того, ужасно подорожала логистика, возможности операторов пока просто не справляются с потоком запросов».

Эксперт не исключил, что китайские детали в итоге подешевеют сильнее остальных: осложняющих факторов при их доставке меньше. Но в отношении европейских компонентов, по мнению представителя АДАК, этого ждать не стоит.

«С другой стороны, какое-то снижение цен наверняка будет хотя бы из-за появления конкуренции: если несколько месяцев назад детали мог привезти, условно говоря, только один поставщик, который имел возможность диктовать свои условия, то теперь таких поставщиков может быть уже несколько, и им придется бороться за клиента», — считает Алексей Певхенен.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Также Пехвенен добавил, что при нынешних темпах развития поставок окончания дефицита придется подождать еще несколько месяцев: рынок должен насытиться примерно к весне-лету 2023 года. Но это только при условии стабильности всех факторов. «Если глобальная обстановка опять изменится, предсказать последствия не возьмется никто», — предупредил эксперт.