branding imagebranding image
Autonews
Рынок Мария Колесова
Подписаться на Telegram-канал

Новая автомобильная реальность. Что ждет Россию в 2023 году

Уход почти всех привычных игроков, появление новых имен, расцвет «серого» рынка. Как будет выглядеть автомобильный рынок страны в ближайшем будущем — в материале Autonews.ru
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Наша жизнь, вероятно, никогда не будет прежней, как минимум в том, что касается автомобильной ее составляющей. Геополитическая ситуация последних месяцев серьезно сказалась на автопроме: локальное производство почти на всех российских заводах было приостановлено, некоторые фабрики уже закрылись, зарубежные цепочки поставок нарушены, а объем продаж по сравнению с прошлым годом сократился почти на 60%. Что дальше? Если обстановка в мире в ближайшее время радикально не изменится, 2023 год может выглядеть примерно так.

Привычные игроки покинут рынок, но не до конца

О полном прекращении деятельности на территории России пока что объявили только три компании — Renault, Nissan и General Motors. Остальные предпочитают хранить молчание или ограничиваются обтекаемыми фразами — мол, следим за ситуацией и будем принимать решения исходя из нее. Однако в ближайшие недели и месяцы мы можем услышать множество невеселых новостей.

👉 General Motors ушел из России. Какие заводы были, какие авто выпускались

Вскоре после 24 февраля большинство зарубежных компаний решили, гласно или негласно, дождаться осени — и только потом что-то серьезно менять. Тогда казалось, что полгода — вполне достаточный срок, чтобы появилась хоть какая-то ясность. Однако на дворе уже октябрь, и предсказать, когда и чем закончится нынешний конфликт, сегодня не возьмется никто. В то же время, каждый месяц работы в режиме неопределенности — это серьезные затраты: на работу официальных представительств, операционные расходы, поддержку остановленных заводов в рабочем состоянии и так далее.

Неудивительно, что серьезные решения все-таки начинают приниматься. Toyota уже объявила, что закрывает фабрику в Санкт-Петербурге и ищет на нее покупателя. Аналогичные новости (пока, впрочем, неофициальные) появлялись по поводу совместного предприятия Mazda и Sollers во Владивостоке. Также на днях калининградский «Автотор» перестал собирать автомобили Hyundai и Kia из тех комплектующих, которые были запасены еще в начале весны — теперь предприятие приступило к переналадке конвейера под другие модели не объявленной пока марки.

Фото: Петр Ковалев / <a href='http://www.tass.ru/' target='_blank'>ТАСС</a>
Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Судя по всему, похожих известий можно ожидать и насчет остальных зарубежных предприятий: собственного завода Hyundai и Kia в Санкт-Петербурге, расположенной неподалеку площадки Nissan, калужских фабрик концерна Volkswagen и Stellantis/Mitsubishi, подмосковного завода Mercedes-Benz. Собирать новую продукцию им попросту не из чего.

За прошедшие полгода не появилось ни одного стабильного канала поставки комплектующих — и похоже, что быстро решить эту проблему не удастся. Даже такая сравнительно мелкая задача, как подбор альтернативного поставщика ESP для автомобилей Lada, растягивается чуть ли не до 2024 года. Проще говоря, почти для всех привычных компаний из Европы, США, Кореи и Японии ведение бизнеса в России сейчас фактически невозможно, и в ближайшем будущем вряд ли возможным станет.

👉 Mercedes-Benz планирует продать свой завод в России

Впрочем, это не означает, что производители дружно покинут нашу страну с концами. Да, после истощения остатков складских запасов продавать им фактически будет нечего, но останутся гарантийные обязательства перед существующими клиентами как минимум на несколько лет, да и сохранение отношений с дилерами — дело важное, если в будущем появится возможность вернуться и возобновить деятельность. Иными словами, готовьтесь к потоку новостей в стиле «Компания ХХХ меняет формат бизнеса в России, оптимизирует штат сотрудников и продолжает действовать в интересах клиентов, но о полном уходе речь не идет».

Вскоре после публикации этого материала стало известно, что Nissan прекращает деятельность в России, а все его активы переходят к институту НАМИ, подконтрольному Минпромторгу. 

Те, кто остался, могут сильно вырасти

Принцип «свято место пусто не бывает», как правило, работает безотказно — и первые подтверждения этого мы видим уже сейчас. Смотрите, какие бренды уже появились или вскоре появятся в России: Evolute, Omoda, Hongqi, Iran Khodro, SAIPA, Tank, Skywell — и это не считая возрожденного «Москвича». Который, вероятнее всего, будет выпускать китайские автомобили JAC с незначительными изменениями.

👉 Рассекречен модельный ряд возрожденной марки «Москвич». Фото

Само собой, каждый из этих игроков (и наверняка другие, которые пока не объявили о своих планах) попытаются найти как можно больше места под угасающим солнцем российского покупательского спроса. Но надо понимать, что совсем легкой жизни у новичков все равно не будет — им, как минимум, придется конкурировать с компаниями, которые пришли на наш рынок раньше и уходить не собираются. Ну и с теми, кто изначально в этой стране рожден.

Фото: Максим Мишин, пресс-служба мэра и правительства Москвы
Фото: Максим Мишин, пресс-служба мэра и правительства Москвы

Главной силой, разумеется, останется Lada. Тольяттинский концерн пользуется моментом, чтобы нарастить долю рынка на фоне вымирания бюджетного сегмента — ведь ни «Солярисов», ни «Рапидов» в отечественных салонах больше не будет. Планы у «АвтоВАЗа» на следующий год грандиозные: выйти на объем в 500, а то и 800 тысяч машин. При условии, что весь объем рынка вряд ли превысит полтора миллиона экземпляров (скорее всего, результат будет еще ниже) это будет значить, что для остальных останется не так много места.

Категорию лучших из остальных, вероятно, составит «большая китайская тройка» на российский лад — Haval с собственным заводом в Туле, Geely со сборочным предприятием в Белоруссии, а также Chery, у которой локального производства нет, зато есть большие амбиции. Эти марки уже хорошо знакомы нашему покупателю, машины получаются плюс-минус пристойные, дилерские сети раскинуты по всей стране. И если уже сейчас на долю китайских производителей приходится более 30% российских продаж, то в 2023 году машины из Поднебесной могут занять все, что не заняли Lada и УАЗ.

Неофициальный импорт станет привычным делом

Долгие годы «серые» дилеры играли в России на вторых ролях: импортировать машины по неофициальным каналам было просто нерентабельно из-за курса рубля и заградительных пошлин. Но теперь ситуация изменилась — обрыв поставок и дефицит привели к лавинообразному росту цен у официальных продавцов, зато ослабление доллара и евро сделало приобретение машины за рубежом снова выгодным.

Автомобили теперь везут отовсюду — из Европы и Японии, из Кореи и Америки, шерстят рынки соседних государств вроде Белоруссии, Грузии и Казахстана. При этом такие же модели, как у российских официальных дилеров, зачастую оказываются намного дешевле. Да, «серые» варианты лишены заводской гарантии, но здесь надо вернуться к предыдущей мысли: если все пойдет так, как идет, гарантия в 2023 году останется только у «Лады» и «китайцев».

Сейчас сложно предположить, какую долю рынка займет неофициальный импорт, но он точно станет нормой жизни — хотя бы потому, что спрос на привычные марки автомобилей никогда не сойдет на нет, а купить их по «белым» каналам будет невозможно. Причем через границы будут ехать как новые, так и подержанные экземпляры, а наладить поставки постараются в первую очередь те дилеры, которые все это время работали с официальными представительствами тех же марок — просто потому, что разбираются в продукте, умеют его обслуживать и продавать, да и выживать как-то надо.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Однако в настоящее время непонятно, как это будет реализовано на практике. Зарубежные продавцы в принципе не горят желанием работать с клиентами из России, тем более если речь идет о юрлицах. Основной поток сейчас обеспечивают деятельные частники, ищущие сговорчивых партнеров за рубежом, они же придумывают способы обхода новых препятствий вроде закрытия европейских сухопутных границ с Россией. Можно сказать, что именно от этих ребят будет зависеть будущее альтернативного рынка страны, а заодно и судьба многих дилеров.

В этой неопределенности может найтись и позитив — точнее, уже находится. На российские дороги попадает все больше автомобилей, которые никогда у нас не продавались легально — и зачастую это машины необычные, классные и просто прикольные. Поэтому, с одной стороны, официальный ассортимент неминуемо сократится, но с другой — разнообразия в потоке может стать даже больше.

Ну, а символом грядущего 2023 года предлагаем назначить машины для самых искушенных ценителей — последние из официальных партий. Они гордо будут стоять на самом видном месте, поражать космическими ценниками и манить настоящей заводской гарантией на несколько следующих лет. И не так важно, будет ли она работать в реальности: гарантийный «Гелик» из прошлой жизни — чем не главный понт новой реальности?