Наша жизнь, вероятно, никогда не будет прежней, как минимум в том, что касается автомобильной ее составляющей. Геополитическая ситуация последних месяцев серьезно сказалась на автопроме: локальное производство почти на всех российских заводах было приостановлено, некоторые фабрики уже закрылись, зарубежные цепочки поставок нарушены, а объем продаж по сравнению с прошлым годом сократился почти на 60%. Что дальше? Если обстановка в мире в ближайшее время радикально не изменится, 2023 год может выглядеть примерно так.
Привычные игроки покинут рынок, но не до конца
О полном прекращении деятельности на территории России пока что объявили только три компании — Renault, Nissan и General Motors. Остальные предпочитают хранить молчание или ограничиваются обтекаемыми фразами — мол, следим за ситуацией и будем принимать решения исходя из нее. Однако в ближайшие недели и месяцы мы можем услышать множество невеселых новостей.
👉 General Motors ушел из России. Какие заводы были, какие авто выпускались
Вскоре после 24 февраля большинство зарубежных компаний решили, гласно или негласно, дождаться осени — и только потом что-то серьезно менять. Тогда казалось, что полгода — вполне достаточный срок, чтобы появилась хоть какая-то ясность. Однако на дворе уже октябрь, и предсказать, когда и чем закончится нынешний конфликт, сегодня не возьмется никто. В то же время, каждый месяц работы в режиме неопределенности — это серьезные затраты: на работу официальных представительств, операционные расходы, поддержку остановленных заводов в рабочем состоянии и так далее.
Неудивительно, что серьезные решения все-таки начинают приниматься. Toyota уже объявила, что закрывает фабрику в Санкт-Петербурге и ищет на нее покупателя. Аналогичные новости (пока, впрочем, неофициальные) появлялись по поводу совместного предприятия Mazda и Sollers во Владивостоке. Также на днях калининградский «Автотор» перестал собирать автомобили Hyundai и Kia из тех комплектующих, которые были запасены еще в начале весны — теперь предприятие приступило к переналадке конвейера под другие модели не объявленной пока марки.
Судя по всему, похожих известий можно ожидать и насчет остальных зарубежных предприятий: собственного завода Hyundai и Kia в Санкт-Петербурге, расположенной неподалеку площадки Nissan, калужских фабрик концерна Volkswagen и Stellantis/Mitsubishi, подмосковного завода Mercedes-Benz. Собирать новую продукцию им попросту не из чего.
За прошедшие полгода не появилось ни одного стабильного канала поставки комплектующих — и похоже, что быстро решить эту проблему не удастся. Даже такая сравнительно мелкая задача, как подбор альтернативного поставщика ESP для автомобилей Lada, растягивается чуть ли не до 2024 года. Проще говоря, почти для всех привычных компаний из Европы, США, Кореи и Японии ведение бизнеса в России сейчас фактически невозможно, и в ближайшем будущем вряд ли возможным станет.
👉 Mercedes-Benz планирует продать свой завод в России
Впрочем, это не означает, что производители дружно покинут нашу страну с концами. Да, после истощения остатков складских запасов продавать им фактически будет нечего, но останутся гарантийные обязательства перед существующими клиентами как минимум на несколько лет, да и сохранение отношений с дилерами — дело важное, если в будущем появится возможность вернуться и возобновить деятельность. Иными словами, готовьтесь к потоку новостей в стиле «Компания ХХХ меняет формат бизнеса в России, оптимизирует штат сотрудников и продолжает действовать в интересах клиентов, но о полном уходе речь не идет».
Вскоре после публикации этого материала стало известно, что Nissan прекращает деятельность в России, а все его активы переходят к институту НАМИ, подконтрольному Минпромторгу.
Те, кто остался, могут сильно вырасти
Принцип «свято место пусто не бывает», как правило, работает безотказно — и первые подтверждения этого мы видим уже сейчас. Смотрите, какие бренды уже появились или вскоре появятся в России: Evolute, Omoda, Hongqi, Iran Khodro, SAIPA, Tank, Skywell — и это не считая возрожденного «Москвича». Который, вероятнее всего, будет выпускать китайские автомобили JAC с незначительными изменениями.
👉 Рассекречен модельный ряд возрожденной марки «Москвич». Фото
Само собой, каждый из этих игроков (и наверняка другие, которые пока не объявили о своих планах) попытаются найти как можно больше места под угасающим солнцем российского покупательского спроса. Но надо понимать, что совсем легкой жизни у новичков все равно не будет — им, как минимум, придется конкурировать с компаниями, которые пришли на наш рынок раньше и уходить не собираются. Ну и с теми, кто изначально в этой стране рожден.