branding imagebranding image
Autonews
Тест-драйвы Михаил Конончук
Подписаться на Telegram-канал

Родила царица в ночь. Тест-драйв китайской диковины Hozon Neta U

Не слышали о такой марке? Мы тоже! Но после знакомства готовы заявить, что даже совсем молодые и неизвестные китайские компании могут делать приятные автомобили
Родила царица в ночь. Тест-драйв китайской диковины Hozon Neta U

Его отцом был генерал Ли Цзин, который впоследствии стал слугой небесного царя. Его мать, леди Инь, рожала три года и шесть месяцев и родила лотос. Ли Цзин подумал, что она родила демона, и разбил лотос мечом. Цветок раскололся и из него вышел мальчик, который мог ходить и говорить с рождения.

Так, согласно китайской мифологии, появился на свет Нэчжа — бог-защитник и драконоборец, в честь которого назван вот этот необычный крутолобый кроссовер. Да и рождение заняло почти такой же срок: компания Hozon Auto была основана в октябре 2014 года, а в июне 2018-го состоялся официальный дебют марки Nezha — или, чтобы западному уху было привычнее, Neta. Что же это за неведома зверушка?

Родила царица в ночь. Тест-драйв китайской диковины Hozon Neta U

Hozonовый слой

Hozon — одна из самых молодых компаний не только в китайском автопроме, но и в мировом вообще. Это не чей-то дочерний бренд, не совместное предприятие или государственный проект на основе существующей фабрики. В 2014 году не было в принципе ни-че-го. За исключением амбиций Фана Юнчжоу — главного инженера Chery по гибридам и электромобилям.

Отдав корпоративной карьере 16 лет, он решил начать собственное дело и… пошел учиться в институт. Точнее, получать дополнительное образование в престижном университете Циньхуа у профессора Оуяна Мингао — гуру китайской электромобильности. Именно в стенах университета (и при его финансовой поддержке) рождается компания Zhejiang Hezhong New Energy Automobile, она же Hozon Auto.

Согласно официальной мифологии Hozon, в этом логотипе сочетаются символы человека, дерева, ручья и крыльев
Согласно официальной мифологии Hozon, в этом логотипе сочетаются символы человека, дерева, ручья и крыльев

Причем Фан Юнчжоу вообще не собирался заниматься автомобилями как таковыми. Он хотел стать поставщиком продвинутых IT-решений для сторонних производителей — подключение к «интернету вещей», информационные экосистемы и прочие подобные штуки. Но выяснилось, что для этого надо залезть очень глубоко в автомобильные «мозги», а компании не спешили пускать чужаков в такие интимные области. Поэтому для воплощения идей господину Юнчжоу пришлось делать машины самому.

Фото: Haval Новости 12 сентября 2022 В Москве впервые самыми популярными машинами стали 4 китайские модели
Фото: Great Wall Статьи 9 ноября 2021 Китайцы зарегистрировали в России бренды Ora и Aura. Что о них известно?

В 2016 году начинается строительство «умной» фабрики в провинции Чжэцзян — тут помогли местные власти — а к 2018-му у Hozon Auto уже готова первая модель, неказистый компактный электрокроссовер Neta N01. Совсем не похоже на большинство современных стартапов, которые показывают ультрароскошные космолеты из фантастических фильмов, а потом год за годом обещают запустить их в серию, верно?

С длиной в 4530 мм Hozon Neta U получается на пару сантиметров крупнее, чем Volkswagen Tiguan, а вот колесная база здесь по-электромобильному большая. 2770 мм между осями — это на целых 9 см больше, чем у VW. Позади остается даже актуальный Hyundai Tucson (2755), который продается у нас в растянутой версии для Китая
С длиной в 4530 мм Hozon Neta U получается на пару сантиметров крупнее, чем Volkswagen Tiguan, а вот колесная база здесь по-электромобильному большая. 2770 мм между осями — это на целых 9 см больше, чем у VW. Позади остается даже актуальный Hyundai Tucson (2755), который продается у нас в растянутой версии для Китая

Но «Хозону» было главное не гнаться за хайпом, а начать работу, наладить процессы — и такой подход принес реальные плоды: суммарный тираж всех выпущенных моделей уже приближается к 150 тыс. экземпляров. Да и свой собственный «космолет», то есть стремительный седан Neta S, Фан Юнчжоу представил минувшей весной. Ну, а кроссовер Neta U, стоящий под мелким подмосковным дождиком, — средний из нынешней линейки. И, потенциально, самый интересный для обычного покупателя.

Не царевна, не лягушка

Выглядит Neta U как минимум нетривиально. В оформлении передней светотехники можно найти параллели с современными «Кадиллаками» или даже новым Kia Sportage, но все же прям похожего выражения лица у конкурентов не припомнить. Под дизайнерской светодиодной перемычкой на носу прячется еще одна: когда кроссовер стоит на зарядке, там светится индикация остатка в батарее. Решение логичное, но пока не повсеместное.

Родила царица в ночь. Тест-драйв китайской диковины Hozon Neta U

Ладный силуэт со сложными подштамповками на боковинах, сильно наклоненными задними стойками и лихим хвостиком спойлера, узкая полоска фонарей с набухшими «бутонами» на углах кузова — вроде бы здесь нет ни одной по-настоящему новой идеи, а чем дольше смотришь, тем больше нравится. И уж точно Neta U выглядит интереснее, чем Volkswagen ID.4 X — а именно его следует считать одним из прямых конкурентов.

Вы не ослышались: благодаря «серым» импортерам на безумном российском рынке существует какая-никакая конкуренция электрических кроссоверов. В диапазоне около 3,2-3,5 млн. рублей можно купить либо вот такой Hozon, либо VW, а еще Weltmeister EX5, BYD Song Plus или — чуть дороже — Renault Megane E-Tech. И если у вас есть стабильный доступ к розетке с электричеством, об этом стоит задуматься.

Зарядные гнезда расположены с обеих сторон
Зарядные гнезда расположены с обеих сторон

А почему нет? Например, соразмерный Tiguan у официалов сейчас стоит столько же — причем это будет базовая 125-сильная версия на «механике». Схожих денег попросят за топовый Geely Atlas Pro, и он (как же сложно это признавать!) по нынешним временам будет тянуть на рациональную покупку. Но ощущения прикольной игрушки точно не даст.

Привет, Сяо Ю!

Поначалу интерьер Neta U особо не удивляет: подумаешь, двухспицевый руль, три сенсорных дисплея и «парящий» центральный тоннель. Не такое видали. Кстати, кто додумался поставить на переднюю панель странные часики с калькуляторным шрифтом — неужели в Hozon пришли доживать свой век упорные люди из Toyota? .. Но это не совсем часики. Вернее, совсем не они.

В качестве опции для Hozon Neta U доступна уникальная фишка — «прозрачные» передние стойки. В них встроены дисплеи, на которые транслируется картинка с внешних камер — классно же, да? Правда, в жизни все это работает не очень хорошо. По словам владельца машины с такой функцией, картинка подтормаживает и скорее сбивает с толку, чем помогает
В качестве опции для Hozon Neta U доступна уникальная фишка — «прозрачные» передние стойки. В них встроены дисплеи, на которые транслируется картинка с внешних камер — классно же, да? Правда, в жизни все это работает не очень хорошо. По словам владельца машины с такой функцией, картинка подтормаживает и скорее сбивает с толку, чем помогает

Стоит сесть на переднее сиденье — и цифры сменятся парой милых анимированных глазок, которые вместе с «головой» повернутся к вам в ответ на какую-нибудь китайскую фразу. Знакомьтесь, это Сяо Ю — местный голосовой ассистент. Да, вы правы, ничем кроме вот такого физически-мимического воплощения он не отличается от «коллег» от многих других марок. Ну и что, если прикольно и уникально? Похожий домовичок по имени Nomi обитает разве что в китайских электрокарах Nio, но они стоят совсем других денег.

Правда, в России эта штука пока бесполезна хотя бы потому, что не знает даже английского, а для доступа к большинству функций ей нужен китайский интернет. Но этих самых функций в шустрой мультимедийке Neta U — просто завались! Наугад тыкая в пиктограммы, открываешь то бескрайние каталоги интернет-радио, то облачное хранилище, то вообще TikTok, для которого здесь предусмотрена отдельная горячая клавиша. Разбираться во всех этих глубинах можно долго, но и так понятно, что для китайского пользователя эта Neta работает как полноценная замена смартфона: тут даже селфи можно делать на камеру, стоящую за ободом руля.

А как вам клавиши быстрой смены обстановки на нижнем дисплее, отвечающем за климат? Одна включает яркую фоновую подсветку и делает похолоднее, чтобы вы взбодрились. Вторая, наоборот, создает расслабляющую атмосферу. Окей, это мы уже видели у «немцев». Но вот третья, например, переводит водительское место в режим отдыха — отодвигает кресло и задергивает шторку на панорамной крыше. А оставшиеся вообще предназначены для развлечения детей и… Романтических свиданий! Тут, помимо освещения и температуры, подбирается еще и соответствующая музыка. Вернее, подбиралась бы, если бы работал интернет.

Прагматики скажут, что в нашей стране все эти прибамбасы бесполезны — и будут правы. Но о них важно поговорить, чтобы лучше понимать современный китайский автопром вообще и Neta U в частности. К тому же, энтузиасты потихоньку корпят над адаптацией бортовых систем: часть интерфейса уже переведена, в планах значатся разблокировка доступа в интернет и даже поддержка «Яндекса».

На некоторых фотографиях дисплеи почему-то рябят, но в жизни таких нареканий не вызывают. А вот бликуют, особенно на ярком солнце, они весьма серьезно
На некоторых фотографиях дисплеи почему-то рябят, но в жизни таких нареканий не вызывают. А вот бликуют, особенно на ярком солнце, они весьма серьезно

И кстати, желто-салатовый мультяшный интерфейс здесь тоже нестандартный. То есть он заводской, но был спрятан где-то в недрах операционной системы, а владелец этого экземпляра решил взять и активировать. В оригинале экраны Neta U выглядят куда строже. Правда, каждое вмешательство чревато глюками — например, с последней перепрошивкой перестало работать FM-радио, зато получилось деактивировать ту самую селфи-камеру, которая заодно следила за усталостью и доставала водителя предложениями отдохнуть.

В общем, ситуация примерно как с ранними телефонами на «Андроиде»: теоретически сделать можно многое — но через пляски с бубном, которые обычному пользователю не интересны. А в стандартном виде пользоваться всем этим трудновато. Вешаем ярлык «бестолковый хлам с иероглифами» и вычеркиваем из списка покупок? А вот и нет. Пусть в России Hozon пока не имеет смысла как гаджет, он очень неплох как автомобиль.

Родила царица в ночь. Тест-драйв китайской диковины Hozon Neta U

Новичкам везет?

Трудно поверить, что первые машины эта компания начала делать всего четыре года назад. Из неизбежных для любого «китайца» косяков можно отметить разве что подстаканники, которые зачем-то стоят почти на полу и перекрываются сразу верхним ярусом центрального тоннеля и вашей собственной ногой — считайте, что их тут нет. Ну и отзывчивость сенсорной панели, отвечающей за режимы вождения, рекуперацию, автопарковку и стояночный тормоз, откровенно неважная.

Но водительская посадка оказывается неожиданно удобной даже притом, что руль не регулируется по вылету — геометрия подобрана на редкость удачно. Во всяком случае, для людей ростом до 180 см. А красивые сиденья с интегрированными подголовниками так и вовсе великолепны: умеренно мягкие, но ни в коем случае не аморфные и с оптимальным профилем. Собрано все аккуратно, материалы адекватные, а физические крутилки громкости и климат-контроля (увы, однозонного) — это всегда большой плюс.

Родила царица в ночь. Тест-драйв китайской диковины Hozon Neta U

Запас места на втором ряду по-китайски избыточен, сидишь почти полулежа, центрального тоннеля нет в принципе, единственное — багажник с электроприводом и бесконтактным открыванием у Neta U откровенно маловат. Регулировку заднего дивана сюда приладить точно не помешало бы, благо есть куда регулировать.

Но в целом кроссовер точно не производит впечатление сырого продукта от неопытных создателей: интерьер здесь не хуже, чем у других известных в России «китайцев», а эргономических ошибок едва ли не меньше, чем у Haval, Geely и прочих.

Родила царица в ночь. Тест-драйв китайской диковины Hozon Neta U

Новички везут

Еще удивительнее, что к «Хозону» почти невозможно всерьез придраться на ходу. Технически в Neta U нет ничего примечательного: стойки McPherson спереди, многорычажка сзади, блок батарей под полом, электромотор на передней оси. Но как же породисто кроссовер едет!

Во-первых, у него отлично подобраны настройки подвески: с одной стороны, стойки не пасуют перед типичными российскими неровностями вроде термических стыков, лежачих полицейских и среднекалиберных ям на областных дорогах. С другой — все это происходит без нервов: вибрации доходят до седоков грамотно скругленными. А на скоростных шоссе Hozon радует устойчивостью на прямой и полным отсутствием раскачки. То, что надо: не перемягчили, не пережестили, а сделали оптимальное шасси для ежедневной езды. Еще и шумоизоляция пристойная — не в последнюю очередь благодаря двойным стеклам.

По умолчанию Hozon Neta U оснащается автопилотом «второго с половиной» уровня автономности, и в российских условиях он работает очень неплохо. Уверенно держит полосу, не пугается дорожных работ, логично ускоряется и тормозит, не ошибается в дорожных знаках и так далее. В общем, вполне можно доверять
По умолчанию Hozon Neta U оснащается автопилотом «второго с половиной» уровня автономности, и в российских условиях он работает очень неплохо. Уверенно держит полосу, не пугается дорожных работ, логично ускоряется и тормозит, не ошибается в дорожных знаках и так далее. В общем, вполне можно доверять

В поворотах — такое же универсальное поведение для всех и каждого. На отклонения руля Neta U реагирует мягко и своевременно, за траекторию держится надежно, осязаемыми кренами не расстраивает. А то, что обратной связи на руле маловато, да усилие на нем компьютерное — ну и ладно! Нет, серьезно, яркие драйверские таланты этой машине попросту не нужны, как и ее потенциальному владельцу. Главное, что на ходу кроссовер абсолютно ничем не раздражает — этим может похвастаться далеко не каждый конкурент.

Динамика поддерживает это настроение. Вроде бы у нас тут 7 секунд до сотни, но даже в спортивном режиме Hozon предпочитает не рвать вперед, а именно ускоряться — впрочем, весьма убедительно. Предельных возможностей 204-сильного мотора вполне хватает и для обгонов на трассе: в диапазоне 110-130 км/ч под педалью еще есть неплохой запас, и только ближе к предельным 160 Neta U начинает скисать. Только убедитесь, что выходите на обгон именно в спортивном режиме — в комфортном и экологическом электроника принудительно ограничивает мощность, чтобы случайно не высадить батарею. Да-да, жмешь в пол, а Hozon все равно едет не в полную силу.

С управлением энергией тут вообще надо немного свыкнуться. Помимо разных ездовых режимов, у Neta U есть три степени рекуперации (от почти незаметной до весьма осязаемой), а также функция e-Pedal, когда при отпускании акселератора машина замедляется еще сильнее, вплоть до полной остановки. Это позволяет ездить почти без нажатия на тормоза, но требует определенной привычки: реакции не совсем линейны, и за час езды адаптироваться к ним непросто. Впрочем, эту функцию можно и отключить.

Самый же главный вопрос для любого электромобиля — сколько он может проехать от зарядки до зарядки. Наша версия называется Neta U 610 — это самая крутая модификация с большим аккумулятором на 81 кВт⋅ч. Бывают еще «пятисотые» и «четырехсотые», на 68 и 54 кВт⋅ч соответственно. Как можно догадаться, 610 — это как раз паспортный запас хода, но реальный, разумеется, несколько ниже.

Родила царица в ночь. Тест-драйв китайской диковины Hozon Neta U

Владелец этого экземпляра приобрел машину в феврале, наездил на ней 9000 километров и говорит, что в обычных условиях на 450-470 км рассчитывать можно смело. А если зима, лютые морозы и прочее, получится около 300-320. Неплохо! Только китайские электрические разъемы GB/T несовместимы с нашими станциями быстрой зарядки, поэтому питаться можно только через переходник — либо от бытовой 220-вольтовой сети, либо от 380-вольтовой розетки. Но станции «Россетей», по словам владельца, вместо заявленных 22 киловатт за час отдают лишь шесть с небольшим.

Та или Neta?

Отдавал «Нету» я даже с легкой грустью, что бывает далеко не всегда. Приятный автомобиль — да еще и небанальный. Если сравнивать с обычными кроссоверами этого класса, он точно не хуже многих, а может даже лучше большинства. При этом надо понимать, что это не дорогущий гало-кар, призванный удивлять всех и вся: Hozon позиционирует Neta U как обычную машину для обычных китайцев, причем солидная доля продаж уходит в таксопарки — вот где просторнейший второй ряд особенно полезен.

Но в России диковинное чудо от неизвестной марки, да еще и с иероглифами вместо интерфейса, пока что обречено оставаться сугубо нишевой игрушкой. Тем не менее, энтузиасты уже есть. На всю страну таких «Хозонов» насчитывается уже 15 штук, владельцы делятся опытом, разбираются с нюансами, корпят над адаптацией операционной системы — и видят в своих машинах не только удачное приобретение, но и маркетинговый потенциал.

Официальных поставок, разумеется, в обозримом будущем можно не ждать, да и «серые» дилеры за Neta U пока всерьез не взялись. Но те самые частники уже готовы помочь с приобретением, доставкой и дальнейшей эксплуатацией, если найдутся желающие. Стоит ли ввязываться? Давайте так: для этого все еще нужно быть энтузиастом, но уже точно не идиотом.