За последнее время мы привыкли к огромным дилерским наценкам и неоправданно дорогому дополнительному оборудованию, без которого многие продавцы отказываются отдавать машины клиентам. Однако это не только российская проблема.
Явление под названием stealership (от английских dealership и steal) существует там давно, но раньше нечистые на руку «разводилеры» зарабатывали в основном на сервисном обслуживании, навязывая лишние работы и выкатывая завышенные счета. Теперь же эта болезнь поразила и продавцов новых машин.
Журналист вашингтонской радиостанции NPR Грег Розальски, исследуя это явление, провел расследование, результатом чего стала большая публикация, перевод которой мы приводим с незначительными правками. Зачем? Только для того, чтобы показать: алчность — явление интернациональное, а способы извлечения наживы в Америке удивительно созвучны российским. Итак, слово мистеру Розальски.
Расцвет «разводилеров» и теневой экономики автомобильного рынка. Взгляд изнутри
Некоторое время назад мой пикап угнали, так что пришлось искать ему замену. И впервые в жизни я решил купить новый автомобиль. Для этого потребовались многочасовые поиски. Болезненные торги. И встречи со многими дилерами, которых иначе как лживыми не назовешь. Весь процесс оказался сущим кошмаром.
Конечно, автомобили стоят дорого, особенно во времена дефицита из-за нарушения цепочек поставок. Но дело не только в этом. Покупка машины не похожа на приобретение большинства других товаров. В отличие от компьютеров или, например, холодильников автомобили не продаются по какой-то одной стандартной цене. Десять человек могут прийти к дилеру, и каждый в итоге заплатит разные деньги за одну и ту же машину.
Экономисты называют это «ценовой дискриминацией». Это когда вместо единой цены для всех продавцы назначают разную стоимость в зависимости от того, насколько клиент готов платить. Проще говоря, из вас стараются выдоить столько денег, сколько возможно. Этим занимаются не все дилеры, но многие действуют очень агрессивно, зачастую применяя обманные маркетинговые ходы, скрытые доплаты и переоцененные опции вроде ковриков, сигнализаций и антикоррозионной обработки. Среди клиентов такие конторы известны как «разводилеры».
Хитрая ценовая стратегия, которую используют дилеры, может свести покупателей с ума, и я сам жутко устал торговаться за цену нового пикапа со скользкими менеджерами, ищущими максимальную выгоду. К счастью, у моей подруги оказался большой талант к торгу.
👉 «Стояла задача конкретно навариться»: откровения менеджера автосалона
В экономических исследованиях можно найти закономерности, показывающие, кто страдает от такой политики сильнее всего. И приятного там мало. Например, несколько исследований говорят, что дилеры берут с «цветных» клиентов больше, чем с белых. Еще одно утверждает, что пожилым людям приходится платить больше, чем молодым, а женщины преклонного возраста в итоге отдают больше всех.
Желание клиента сдать старую машину в трейд-ин для менеджера что-то вроде неоновой таблички на лбу с надписью «Стряси с меня побольше!». Ведь продажа старой машины дилеру — это проще, чем через сайты объявлений, но и денег получается меньше. А значит, клиент не стремится экономить или вообще сорит деньгами — поэтому стоимость нового автомобиля можно завысить. Ну и, конечно, дилеры смотрят, какую машину вы сдаете в трейд-ин: это тоже хороший индикатор платежеспособности.
В нормальном мире, когда проблем с поставками нет и дилеры больше озабочены освобождением собственных складов, машины часто продаются ниже рекомендованных производителями цен. Но теперь, когда автомобили в дефиците, многие продавцы, наоборот, сильно завышают стоимость относительно рекомендованной. Те же, кто этого не делает, сталкиваются с быстрым истощением запасов, после чего вынуждены ждать отдельные модели месяцами, а то и годами.
👉 «Никаких кредитов и трейд-ин»: сотрудник салона раскрыл схемы дилеров
Мишель Кребс, старший аналитик Cox Automotive (этой компании принадлежат Kelley Blue Book и Autotrader), комментирует ситуацию: «Впервые в моей карьере — а это долгая карьера — я вижу, чтобы дилеры продавали машины по рекомендованным ценам или дороже. Причинами тому служат высокий спрос, низкий уровень запасов и тот факт, что они просто могут так поступать». По словам Кребс, в отдельных случаях накрутки составляют десятки тысяч долларов.
Производители против дилеров
Дилеры обычно являются независимыми и напрямую производителям не подчиняются — это значит, что, по сути, они могут делать с ценами все что угодно. Но многие автомобильные компании не рады безумному повышению цен. Недавнее исследование организации Growth of Knowledge показывает, что наценки ухудшают отношение клиентов не к конкретному дилеру, а к бренду в целом.
И производители это знают. Например, в этом году Hyundai разослал письмо по своей дилерской сети, призывая отказаться от обманных практик, таких как онлайн-реклама с низкой заманчивой ценой, которая становится намного выше, когда покупатели приходят в автосалон. Корейская компания пожаловалась, что заоблачные наценки «вредят долгосрочной способности нашего бренда привлекать новых клиентов и удерживать старых».