Мы продолжаем отслеживать ситуацию вокруг логистических терминалов Подмосковья, на которых хранятся десятки тысяч новых автомобилей. В конце июня там были обнаружены огромные запасы Kia, Hyundai, Haval, Geely и других марок. Тогда мы предположили, что ближе к осени картинка должна серьезно измениться, особенно по части некитайских брендов, у которых фактически заморожены и поставки, и производство. Два месяца спустя мы проехали по тому же маршруту — и пришли к любопытным выводам.
Первая точка — центральный склад Geely в районе аэропорта Шереметьево. В конце июня эта площадка была забита целиком: например, в ближней части, где стояли кроссоверы Coolray и Atlas, яблоку негде было упасть. Теперь же машин стало заметно меньше.
Однако запас кроссоверов Geely по-прежнему солидный. В июне компания продала в России 1027 автомобилей, в июле — 1902, а в августе, судя по всему, произошел дальнейший рост (официальная статистика на момент написания этого материала не опубликована).
При этом в представительстве Geely дали понять, что перебоев с поставками не наблюдается — то есть через эту площадку регулярно «прокачиваются» новые партии автомобилей. Она может быть то полупустой, то заполненной до краев. Именно так все и должно работать в нормальных условиях.
А вот запасы Mercedes-Benz, судя по всему, никто не трогал. В прошлый раз мы видели укутанные в белые чехлы автомобили ровно на этих же местах, только вперемежку с ними были напаркованы еще и Geely. Теперь «китайцы» разъехались по дилерам, а «немцы» остались.
Кроссоверы GLC, GLE и GLS, седаны S-Class и E-Class, одинокие «Гелики» и AMG GT, как минимум пара длиннобазных «Майбахов» — все они так и стоят в ожидании клиентов.
На самом деле «Геликов» даже больше — на этой фотографии, например, их можно насчитать сразу восемь. Минимальная цена внедорожника у российских дилеров сегодня составляет 22 млн руб., максимальная превышает 45 млн.
Собственный склад подмосковного завода Mercedes-Benz также остался нетронутым: расположение машин немного поменялось со времен нашего последнего визита (тогда их как раз переставляли по площадке), но количество точно не уменьшилось.
Согласно данным агентства «Автостат», российские продажи Mercedes-Benz в минувшем июле составили 417 автомобилей против 3622 годом ранее.
Любопытно, что в дальней части шереметьевской парковки (раньше мы туда не долетали) обнаружились запасы, явно принадлежащие какому-то мультибрендовому дилеру — возможно, компании «Авилон». Volkswagen, Hyundai, Genesis, Peugeot, Citroen — всего этого здесь пока в достатке.
Еще чуть дальше — «китайцы». Если конкретно, это кроссоверы GAC GS5 и GS8, а также новейшие флагманские Changan Uni-K стоимостью больше 4 млн руб.: здесь их стоит как минимум полсотни.
Как ни удивительно, почти не изменилась ситуация в логистическом терминале на западе Подмосковья, где хранятся Kia калининградской сборки. В июне корейская компания продала 3703 автомобиля, еще 3903 в июле, и только 2257 из них пришлось на санкт-петербургские Rio. То есть на продукцию «Автотора» пришлось более 5 тыс. машин! При этом вместимость парковки, которую вы видите на фотографиях, составляет около 12 тыс. автомобилей.
Единственное заметное изменение — опустел прямоугольный кусок напротив большого синего ангара: примерно во всю его длину раньше стояли автомобили Kia. Но это даже не тысяча экземпляров. На самом деле никакого сюрприза здесь нет: как раз в июне губернатор Калининградской области Антон Алиханов сообщал, что на «Автотор» начали поступать застрявшие в Польше контейнеры с запчастями Hyundai и Kia, которых должно хватить до конца лета.
Поэтому то, что вы видите на фотографиях, — не «замороженные активы», а постоянно меняющийся запас. Судя по всему, из Калининграда продолжает идти стабильный поток автомобилей, и центральный склад просто не успевает пустеть.
Еще одно косвенное подтверждение — большая концентрация новых кроссоверов Sportage. Со времени нашего прошлого визита их успели запустить в официальную продажу, по дилерам должен был разъехаться заметный тираж, но до сих пор можно взять любую фотографию, увеличить в произвольном месте — и найти там Sportage, причем не один.
Например, на треугольничке вокруг наблюдательного поста припарковано сразу 13 таких кроссоверов. В российском офисе Kia комментировать ситуацию отказались, но можно предположить, что как минимум до конца сентября поставки продолжатся, а дальнейшая судьба Kia будет зависеть от того, сможет ли «Автотор» организовать альтернативные цепочки поставок. Если этого не произойдет, изрядно опустевшие парковки мы можем увидеть уже в декабре.
А вот с кроссоверами Mazda CX-5 все абсолютно понятно: они закончились. Видите скопление машин в левой части кадра? Сейчас это китайские Chery и Exeed, а два месяца назад на этом же месте и примерно в том же количестве (около 600 штук) стояли Mazda. Учитывая, что в июне—июле продажи CX-5 стабильно держались на уровне 350 машин в месяц, за это время склад как раз должен был разъехаться — что он и сделал. Судя по всему, никаких запасов, кроме дилерских, у Mazda в России больше нет, а сборка на заводе Sollers во Владивостоке остановлена.
Ситуация с Hyundai выглядит точно такой же, как и с Kia, лишний раз подтверждая, что калининградская сборка на самом деле продолжается. Смотрите: за июнь—июль было продано около 6 тыс. автомобилей корейской марки (и еще пара сотен премиальных Genesis), причем на долю питерских Creta и Solaris пришлась только половина этого тиража.
Однако подмосковный терминал вместимостью около 8 тыс. автомобилей даже не думает пустеть: это значит, что новые экземпляры сюда по-прежнему поступают.
Крупным планом: Tucson, Santa Fe, Palisade, Elantra, Sonata, несколько «Дженезисов» — дефицита, похоже, не наблюдается, и с нынешними темпами продаж этих запасов хватит как минимум до конца года.
Здесь же «прячутся» китайские кроссоверы Chery и Exeed: как и два месяца назад, мы обнаруживаем их во всех терминалах, но небольшими партиями. Судя по всему, компании, не имеющей локального производства в России, так проще с точки зрения логистики.
А вот любопытная находка: на территории этого же логистического центра стоят праворульные «японцы» без номеров — Toyota Land Cruiser Prado, Prius и другие. Судя по всему, это первые ростки укрепляющегося «параллельного импорта».
Еще один закуток на том же объекте — и снова группа «параллельных» машин, около 30 экземпляров. Интересно, что, помимо «японцев», здесь нашлись Audi, BMW и даже Hyundai Palisade, который продается в России официально.
Финальная точка маршрута — большой, на 12 тыс. машин, логистический терминал в южной части Подмосковья. Здесь главным образом складируется продукция Haval, и по снимкам четко видно, что тульский завод компании работает, а продажи идут. Посмотрите на правую часть кадра, сбоку от железной дороги: два месяца назад машины стояли только в ближней трети площадки, а теперь заполнены и почти все дальние сегменты.
По нашим оценкам, прибавка составила около 2 тыс. автомобилей. Основная их часть — кроссоверы Haval Jolion и F7/F7x, которые продаются примерно по 1 тыс. и по 500 экземпляров в месяц соответственно.
Появилась и новая партия пикапов Great Wall Poer — сразу несколько сотен машин! Очевидно, китайцы рассчитывают откусить крупный кусок от пирога утилитарных рамников, но соответствуют ли их аппетиты реальности, только предстоит узнать. Пока что результат Great Wall за июнь — 60 проданных автомобилей, а за июль — 98.
К сожалению, никак не решилась судьба больших «американцев». Шеренга, стоящая справа спиной к железнодорожным путям, — это более полусотни новеньких Chevrolet Tahoe и Cadillac Escalade, которые после ухода General Motors из России фактически остались бесхозными. Ходят слухи, что американцы могут даже решить их утилизировать — правда, непонятно, чьими руками.
На месте и два ряда компактных кроссоверов Chevrolet Trailblazer (их легко опознать по голубому цвету). Суммарно здесь пара сотен экземпляров, и не факт, что они когда-либо найдут хозяев.
Неожиданное открытие — автомобили Audi и Volkswagen, спрятавшиеся в дальнем углу парковки. Видите желтую машину? Это универсал RS4. Весь этот ряд и тот, что ближе к нам, состоит из моделей A8 и A6, есть несколько электрических кроссоверов Audi e-tron Sportback, как минимум восемь «Туарегов» и другие модели, которые идентифицировать уже сложновато.
Если сравнивать новые снимки с предыдущими, можно достоверно сказать, что два месяца назад этих машин здесь не было. Что это за партия, откуда она взялась и значит ли это начало «параллельного импорта» силами официальных дилеров или даже представительств? Пока что на эти вопросы нет четкого ответа. Но мы обязательно продолжим следить за ситуацией.