На необычный штраф за превышение скорости пожаловался автомобилист. Он уверяет, что получил постановление за нарушение мотоциклиста, который ехал с ним в одном ряду. Как рассказал Autonews.ru водитель, инцидент произошел с ним 17 августа в Москве на проспекте Маршала Жукова. По словам автомобилиста, он ехал на Toyota Camry с соблюдением скоростного режима — до 80 км/ч. На дороге его обогнал мотоциклист, который следовал в междурядье с явным превышением скорости. В итоге уже на следующий день был получен штраф 500 руб. за движение быстрее 102 км/ч.
«Я написал заявление на «Госуслугах». На снимке даже видна голова мотоциклиста. Дело не в оплате 500 руб. со скидкой, просто этот штраф несправедлив», — считает водитель.
Почему камера присвоила автомобилю нарушение мотоцикла
Как объяснил в беседе с Autonews.ru специалист в области фотовидеофиксации и автор ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман, камера ошиблась с присвоением нарушения из-за того, что спереди у мотоциклов нет номерных знаков. По словам эксперта, такая проблема для камер не нова — последние несколько лет он регулярно встречал в своей практике подобные ошибки.
«Камере для привязки к нарушителю нужен госномер. Получается, комплекс увидел превышение, а кому можно присвоить результат измерения? Тому, кто рядом и у кого этот номер есть. Получается, что нарушение зафиксировал именно радар, поскольку при оптическом измерении обычно камера сразу привязывается к госномеру и отслеживает именно его перемещение. Значит, возникает вопрос к качеству сопоставления данных радара и фиксируемого объекта», — считает Шухман.
В свою очередь, представитель компании «Астралаб» (занимается разработкой дорожных комплексов) Сергей Ласкин назвал ситуацию с присвоением чужой скорости другим объектам «извечной проблемой радарных комплексов».
«Такой тандем дорожной камеры и радара напоминают работу слепого с глухим: радар видит объект, но не знает, что это такое. А камера видит объект, но, если в комплекс не внедрена возможность безрадарного измерения, она не может измерить скорость этого объекта. Поэтому для фиксации нарушения и применяется метод совмещения треков — потоков информации от радара и камеры, — объяснил Ласкин принцип работы радарных комплексов. — Но если объект, в данном случае мотоцикл, подъезжает слишком близко к автомобилю, ошибки неизбежно происходят».
Ласкин рассказал о проведенных в компании экспериментах, когда комплексы присваивали скорость спортивного мотоцикла старому «Запорожцу»: оба объекта находились очень близко, как в ситуации с движением мотоциклистов между рядами.
«Поэтому в Европе сейчас применяют только камеры с двойным методом обработки: они умеют измерять скорость в момент съемки по видеокадрам (оптический метод измерения), а потом перепроверяют данные с помощью радаров. У нас пока такой способ не используют. Предполагается, что вероятность возникновения такого события не очень высокая, она вписывается в допустимые ГОСТом погрешности. Но такой подход неверен», — считает Ласкин.
Он указал, что в целом радарные комплексы подвержены такой проблеме, как доплеровское смещение сигнала — то есть чужие данные «прилипают» к соседним объектам. Выходом из ситуации он назвал необходимость внимательнее проверять полученные фиксации и только потом оформлять постановления.
В свою очередь, в пресс-службе оператора подмосковной системы фотовидеофиксации «МВС Груп» Autonews.ru рассказали, что современные радарные комплексы обладают качественными алгоритмами, которые сопоставляют фотографии транспортного средства и траекторию, зафиксированную радаром.
«Конечно, случаются единичные ошибки, которые могут быть легко обжалованы — данные о нарушении хранятся на комплексе. При этом в случае измерения скорости по видеокадрам (оптический метод измерения) такого произойти не может, потому как измерение идет по государственному регистрационному знаку автомобиля», — сказали в «МВС Груп».
Попавшим в подобную ситуацию водителям оператор посоветовал обжаловать постановление о штрафе: инспекторы ГИБДД совместно с компанией, эксплуатирующей данный комплекс, проверят техническую информацию и, если действительно случилась ошибка, штраф отменят.
Капитан полиции в отставке Валентин Ильинов, который сейчас занимается юридическим консультированием действующих сотрудников ГИБДД, назвал одновременное нахождение в кадре двух транспортных средств неустранимыми сомнениями, которые необходимо трактовать в пользу водителя.
«Во время моей службы, я знаю, сотрудники старались постановления таким водителям не направлять, потому что в такой ситуации невозможно достоверно определить, чья скорость. Водителю я бы посоветовал штраф обжаловать. Тем более если превышение высокое, а автомобилисту может грозить в дальнейшем штраф за повторность», — отметил эксперт.
Как заявил ознакомившийся с обстоятельствами дела специалист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин, шансы отменить такие постановления у водителей минимальны. По его мнению, помочь тут может требование о проверке технической исправности устройства или видеозаписи момента самого нарушения.
«Получившим штрафы за соседних водителей следует подготовить жалобу на постановление вышестоящему должностному лицу. В жалобе необходимо сделать акцент на том, что с вменяемым правонарушением автомобилист не согласен по той причине, что прибор неисправен или же по причине технического сбоя. Необходимо подчеркнуть, что камера зафиксировала скорость иного транспортного средства, поскольку в момент фиксации автомобиль был в одном ряду с мотоциклистом, что подтверждается фотофиксацией», — посоветовал юрист в беседе с Autonews.ru.