Власти ожидают, что ситуация с ценами на новые автомобили в России будет улучшаться. Во всяком случае, именно с таким прогнозом выступил глава Минпромторга Денис Мантуров. По словам чиновника, снижения цен на машины стоит ожидать уже в этом году. Курс рубля на бирже, который был в феврале, существенно отличается от сегодняшнего, поэтому автокомпании будут плавно растягивать изменение цены по году с учетом восстановления рынка. Autonews.ru обратился к экспертам, аналитикам и дилерам, чтобы узнать ситуацию в автосалонах и выяснить, будет ли меняться стоимость машин и каких моделей это коснется в первую очередь.
«Корректировка цен будет в рамках 50%»
Автоэксперт и аналитик Владимир Беспалов рассказал, что тенденция к понижению цен отмечается на российском рынке на протяжении нескольких месяцев. По его словам, это связано с несколькими причинами. Во-первых, валютные курсы серьезно поменялись по сравнению с мартом (именно тогда доллар достигал максимальных значений).
«Сейчас появилось намного больше определенности, нежели в марте, когда никто не мог предсказать, как будет развиваться ситуация на валютном рынке», — подчеркнул Беспалов.
Кроме этого, эксперт напомнил, что в России за недавнее время произошел перезапуск производства сразу нескольких популярных автомобилей. В первую очередь это касается так называемых антикризисных Lada (Granta и Niva), которые значительно подешевели. Таким образом, по словам Беспалова, начала улучшаться ситуация и с предложением.
«Небольшой прогресс тут определенно есть. Многие дилеры перестали «придерживать» машины из-за неопределенности и начали выставлять их на продажу», — подчеркнул эксперт.
Также на этом фоне Беспалов спрогнозировал снижение средней цены на автомобили на российском рынке. Это произойдет из-за того, что доля недорогих моделей в стране будет увеличиваться. Кроме этого, он напомнил о возможностях параллельного импорта. По словам эксперта, объемы здесь пока не очень впечатляющие, однако налаживание логистики уже идет, поэтому ситуация может измениться в ближайшее время.
«Если валютные курсы больше не будут преподносить сюрпризов и оказывать серьезное влияние на ценообразование, а ситуация с предложением несколько улучшится, то стоит ждать снижения стоимости машин на нашем рынке. Впрочем, на радикальное падение цен надеяться не стоит. Корректировка будет в рамках 50%», — резюмировал Беспалов.
Также снижения цен на автомобили в России ожидает и руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский. По его словам, это может произойти ближе к концу года. Эксперт объяснил, что на стоимость машин на нашем рынке должны повлиять валютные курсы и параллельный импорт.
«Некоторые продавцы из-за скачков валюты просто не знали, за сколько продавать машины. После стабилизации курса эта проблема должна решиться. Дефицит машин имеет место быть, но есть прогнозы на его скорое преодоление благодаря новым схемам, над которыми работают как частники, так и торговые компании», — пояснил Шумский.
«Оснований для оптимизма пока нет»
Иного мнения придерживается вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. По его словам, никаких оснований для оптимизма после заявления Минпромторга нет. Эксперт подчеркнул, что сейчас основным драйвером роста цен на нашем рынке является дефицит новых автомобилей. Решить эту проблему пока не удается.
«Пока дефицит есть, цены будут на рекордном уровне. Причем устранить эту нехватку пока невозможно — ни силами внутренних производителей, ни теми ограниченными поставками машин из-за границы, которые осуществляются на данный момент. Что касается поставок на юридические лица, то их сейчас нет. Кроме этого, у меня есть серьезные сомнения, что они будут осуществляться в дальнейшем. Поэтому мой прогноз — период рекордно высоких цен на автомобили в России будет продолжительным», — объяснил Шапарин.
Эксперт по подбору автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов также признал серьезную проблему с наличием автомобилей у дилеров. По его словам, сложилась ситуация, когда компаниям нечего продавать. Единственный выход эксперт видит в возможности ввозить новые машины в частном порядке из-за границы.
«Тут дилерам надо либо закрываться, либо переформироваться, как в 1990-е годы, в обычных частников и начать самим возить машины из-за рубежа. Скажу больше, некоторые торговые компании уже осваивают эту практику в качестве эксперимента. В первую очередь сейчас они смотрят на Эмираты», — резюмировал Чернов.
Что происходит в автосалонах прямо сейчас
Цены на машины в московских автосалонах на некоторые модели действительно продолжают падать начиная с конца весны. Впрочем, как объясняют эксперты, в большинстве случаев речь идет о так называемой дилерской наценке, которую торговые компании сокращают на фоне падения продаж. Например, в крупной торговой компании в Подмосковье Hyundai Creta в базовой комплектации оценили в 1,9 млн руб. В конце мая в этом же автосалоне кроссовер стоил более чем на 100 тыс. руб. дороже.
Самый доступный кроссовер Volkswagen под названием Taos в двух дилерских центрах нам предложили за 2,5 млн руб. В конце весны стоимость модели варьировалась от 2,7 млн до 2,9 млн руб. Также столичные дилеры снизили цены на китайский кроссовер Geely Tugella до 3,7 млн руб. В мае за эту модель просили 3,9–4,1 млн руб. в зависимости от автосалона.
Корректировка прайс-листов затронула и некоторые японские модели. Например, Toyota Camry в начальной версии удалось найти за 3,9 млн руб. В начале месяца за машину в этом же шоуруме просили как минимум 4,3 млн руб.
За счет появления «упрощенных» модификаций сильно потеряли в цене и две модели АвтоВАЗа. Речь идет о самом популярном автомобиле на нашем рынке — Lada Granta. Антикризисная версия этой машины без подушки безопасности и АБС сейчас стоит 678 300 руб. В конце мая седан в базовой комплектации нам не удалось отыскать дешевле 961 тыс. руб. А в апреле базовую Granta в некоторых компаниях предлагали и вовсе за 1 350 000 руб.
Аналогичную «упрощенную» версию получил и внедорожник Lada Niva. Желающим приобрести машину без боковой подушки безопасности и АБС придется заплатить 806 900 руб. Весной цены на стандартную модификацию модели были больше миллиона рублей.
«Продажи в дилерских центрах просели сильно»
В самих дилерских центрах о корректировке прайс-листов говорят осторожно. Менеджеры нескольких автосалонов признали, что существенно снизили цены на машины этим летом, но как будет развиваться ситуация в дальнейшем, прогнозировать не берутся.
«Признаюсь, по продажам этой весной и в начале лета мы просели очень сильно. Поэтому вынуждены были снизить цены и ввести скидочные программы. В результате ситуация несколько улучшилась. На данный момент некоторые модели мы готовы отдать даже ниже РРЦ. Однако что будет дальше, прогнозировать не берусь. Ситуация может развиваться абсолютно по-разному — лично я считаю, что если возможность есть, то покупать машину надо прямо сейчас», — рассказал менеджер крупного московского автосалона, который занимается продажей китайских машин.
Сотрудник дилерского центра Lada в столице отметил, что у них уже продаются так называемые упрощенные версии Granta и Niva. Он подчеркнул, что такие антикризисные модификации значительно подешевели по сравнению со стандартными моделями. При этом собеседник затруднился сказать о дальнейшем ценообразовании на отечественные машины, подчеркнув, что тут все будет зависеть от автопроизводителя.
«В высоких ценах принято винить дилеров. Однако можете прямо сейчас сравнить цены на машины в нашем автосалоне и на официальном сайте Lada. Могу сразу сказать — разницы не будет. При этом все забывают, что сами автопроизводители регулярно переписывают РРЦ. Что в такой ситуации остается делать нам?» — пожаловался сотрудник дилерского центра.
Менеджер одного из автосалонов Volkswagen также заявил, что некоторые модели (например, Polo) они продают дешевле рекомендованных цен. При этом сотрудник дилерского центра подчеркнул, что дальнейшего снижения стоимости машин немецкого бренда ждать не стоит.
«Автомобилей на складах остается все меньше. Новых поставок нет, и когда они будут, неизвестно. Поэтому менять цены в сторону понижения в планах пока нет. Клиент может и дальше ждать у моря погоды и уповать на обещание Минпромторга, но тогда, боюсь, им останется довольствоваться Китаем и отечественными марками. Что касается ценников на официальном сайте, то они, по-моему, уже давно не имеют ничего общего с реальностью», — заявил сотрудник торговой компании.