Полностью вернуть вложенные средства — а то и больше — можно, возвратив машину дилеру. Закон во многих случаях на стороне покупателя. Но как именно действовать при возврате автомобиля в салон?
Можно ли вернуть авто в салон?
Возможен ли возврат автомобиля дилеру? Да, но не всегда. И лишь при определенных условиях, оговоренных в законодательстве. Основным правовым актом, регулирующим такие ситуации, является федеральный закон № 2300-1 от 7.02.92 «О защите прав потребителей» (ЗОЗПП). Ряд содержащихся в нем положений конкретизируется или поясняется в утвержденных правительством Российской Федерации документах и постановлениях Верховного суда.
Так при каких условиях возможен возврат автомобиля?
- В течение 15 дней со дня передачи потребителю технически сложного товара (автомобиль относится к этой категории). В качестве основания п. 1 ст. 18 ЗОЗПП указывает обнаружение любого недостатка. В таком случае покупатель «вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены».
- Если 15-дневный срок истек, автомобиль можно вернуть дилеру по следующим причинам, указанным в том же п. 1 ст. 18 ЗОЗПП:
- Обнаружение существенного недостатка товара. Согласно постановлению № 17 от 28.06.12 пленума Верховного суда, к дефектам такого рода, помимо неустранимых, относятся недостатки, требующие несоразмерных затрат или времени более 45 дней на устранение, а также проявившиеся более одного раза или вновь возникшие после ремонта.
- Нарушение установленных сроков устранения недостатков товара. В соответствии с п. 1 указанного закона это не более 45 дней. В случае отказа в гарантийном ремонте покупатель может организовать независимую экспертизу автомобиля. При установлении наличия производственного дефекта отказ в проведении гарантийного ремонта приравнивается к нарушению его сроков, что по закону является основанием для возврата автомобиля и возмещения покупателю средств, потраченных на проведение экспертизы.
- Невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Верховный суд разъяснил, что оговоренный в законе период включает также срок доставки автомобиля в сервис и срок ожидания ремонта. П.1 ст. 19 ЗОЗПП уточняет, что «потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока». Следовательно, вернуть автомобиль дилеру по указанным трем причинам можно в течение всего срока гарантии на машину, длительность которого зависит от марки транспортного средства.
- Вернуть автомобиль изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) с требованием возврата уплаченной суммы можно и по истечении гарантийного срока вплоть до 10 лет со дня передачи товара потребителю, если официально не установлен срок службы авто. П. 6 ст. 19 ЗОЗПП позволяет сделать это при сочетании следующих условий:
- Если покупатель докажет, что существенные недостатки автомобиля возникли до момента его передачи потребителю.
- Если требование покупателя о безвозмездном устранении таких недостатков не удовлетворено в 20-дневный срок или дефект является неустранимым.
Во всех случаях ст. 22 ЗОЗПП устанавливает 10-дневный срок (исчисляется с момента подачи соответствующего требования) для перечисления средств покупателю. При этом последний на основании п. 4 ст. 24 ЗОЗПП «вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения».
Иными словами, если с момента покупки до возврата автомобиль в данной комплектации подорожал, можно рассчитывать на получение большей суммы, чем была уплачена по факту.
Если же автомобиль не подошел вам по форме, размерам, цвету или комплектации, то вернуть его дилеру не удастся. П. 1 ст. 25 ЗОЗПП ссылается при этом на утвержденный правительством Российской Федерации перечень непродовольственных товаров, не подлежащих обмену на данных основаниях. Перечень № 55 от 19.01.98 с последующими изменениями содержит п. 10, который относит к категории таких товаров, в частности, «автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним».
Можно ли вернуть в салон авто, купленное в кредит?
Это зависит от причины возврата:
- Невозможность по тем или иным причинам выплачивать заем не является основанием для возврата кредитного авто.
- Если же у машины в гарантийный период возникают проблемы, перечисленные в п. 1 ст. 18 ЗОЗПП, то закон встает на сторону покупателя. Согласно п.п. 5 и 6 ст. 24 ЗОЗПП, при возврате кредитного авто ненадлежащего качества «потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита». Более того, «продавец обязан… возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа)».
Как вернуть авто в салон
Законные причины для возврата автомобиля дилеру имеются. Но как действовать дальше?
- Собрать пакет необходимых документов. В него входят:
- Паспорт (возврат денег возможен только после идентификации личности).
- Договор купли-продажи.
- Чек (необязательно).
- Сервисная книжка.
- Документ, подтверждающий наличие неисправности. Такую бумагу необходимо потребовать после проведения диагностики автомобиля у дилера.
- Подать продавцу (производителю) заявление с требованием о бесплатном устранении выявленного недостатка.
- При бездействии продавца в течение 20 дней или затяжке сроков ремонта составить подробное заявление с требованием расторжения сделки.
- Если через 10 дней после подачи заявления с требованием расторжения сделки деньги не вернули, написать претензию.
- Если продавец игнорирует претензию, обратиться в суд для расторжения сделки.
Как составить претензию для возврата машины в салон
Дилер отказывается принимать проданный дефектный автомобиль? В такой ситуации сразу подать иск в суд нельзя. Необходимый промежуточный этап — направление претензии продавцу или производителю.
В составленной в произвольной форме претензии, которую так и озаглавливают, указываются:
- Реквизиты адресата.
- Данные составителя претензии.
- Обстоятельства покупки автомобиля (где, когда приобретался, документально подтвержденная цена).
- Суть проблемы и дата ее проявления.
- Действия составителя претензии по устранению проблемы.
- Ссылки на законодательство.
- Суть требований.
- Перечень прилагаемых документов.
- Дата, подпись.
К претензии прилагаются копии документов на автомобиль. Весь пакет документов отправляется дилеру заказным письмом с уведомлением или вручается лично. В последнем случае надо попросить продавца поставить на подготовленной копии претензии отметку о получении документов. Если через месяц после этого дилер не отреагировал на претензию, можно подать иск в суд.
Что делать, если салон не принимает автомобиль
Если проведенная у дилера диагностика не подтвердила наличие заявленного дефекта, потребовать проведения повторной, независимой экспертизы с вашим участием. Продавец обязан сделать это за свой счет. Если дилер проигнорирует результаты такой экспертизы, говорящие в пользу покупателя, следует обращаться в суд, а в крайнем случае — в Роспотребнадзор или прокуратуру.