Оформленные с помощью камер штрафы приходят теперь за непристегнутые ремни у водителя и за использование телефона. Получившие такие постановления уверяют, что ничего не нарушали. Правда, большинство предпочитает просто заплатить, а не оспаривать постановления.
Штраф за непристегнутую собаку за рулем
На штраф от ГИБДД за непристегнутого белого лабрадора в Citroen Jumper пожаловалась автомобилистка из Москвы. Как заверила владелица собаки, сама она была пристигнута, но при этом по почте пришел штраф — 1000 рублей. Нарушение, якобы, произошло в Москве на улице Свободы. Автомобилистка решила, что камера посчитала водителем... собаку.
На фотографии к постановлению действительно видна крупная собака, которая сидит рядом с пассажирским местом. Впрочем, разбираться с Центром организации дорожного движения (ЦОДД) автомобилистка не стала и оплатила штраф не оспаривая.
В ЦОДД внимательно изучили постановление и указали, что штраф пришел именно за непристегнутого водителя. Ранее в ЦОДД не раз указывали, что сотрудники имеют возможность увеличить сделанные камерами снимки и удостовериться, что ремень на водителе отсутствует. Далее такие материалы уходят в ГИБДД, где и оформляют постановления.
Детально изучил снимок и адвокат Сергей Радько, который отметил, что на снимке ремня на водителе действительно не видно. Он предположил, что изначально автомобилистка невнимательно изучила постановление и вменяемую ей статью. Кроме того, он напомнил, что пока за непристегнутых пассажиров, коим камера могла посчитать собаку, штрафы по материалам с комплексов не оформляют.
«Не все водители внимательно изучают полученные постановления. Кроме того, некоторые автомобилисты считают, что у ЦОДД/ГИБДД есть только снимки низкого качества. По распечатанным черно-белым постановления действительно трудно иногда понять, есть ремень или нет. Но обычно камеры делают целую серию обзорных снимков высокого качества. На экране можно увидеть все более красочно, водители должны это понимать — при необходимости они могут все эти снимки запросить в ведомстве», — пояснил Сергей Радько.
При этом адвокат на снимке увидел еще одно нарушение — неправильную транспортировку груза, которым считаются животные.
«За непристегнутого пассажира тут не оштрафовать. Собака — это не пассажир. Но перевозить грузы тоже нужно правильно — они не должны загораживать водителю обзор и нарушать правила безопасности. Иногда собаки залезают на торпедо — это точно мешает обзору. Или животное вообще может попасть под педаль, что опасно. Поэтому животные тоже должны быть зафиксированы — в специальных перевозках», — отметил адвокат.
Штраф за телефон в руке и руку рядом с ухом
На еще одну спорную ситуацию пожаловался корреспонденту Autonews.ru водитель Mercedes-Benz E-Class: ему пришла целая пачка штрафов за использование телефона. Водитель заверил — у него есть привычка облокачиваться на левую руку. А за рулем, по его словам, он всегда использует только опцию громкой связи в автомобиле. Но получив изображения в высоком качестве автомобилист все-таки рассмотрел телефон и допустил, что он мог его использовать.
При этом он все равно оказался не согласен с двумя штрафами — на одном он, как уверяет, просто опирается головой на левую руку. А втором постановлении водитель держит телефон в руке и, видимо, смотрит в навигатор или диктует аудиосообщение.
В пресс-службе ЦОДД при разборе постановлений пояснили Autonews.ru, что при фиксации подобных нарушений ведомство получает качественные снимки в высоком разрешении и внимательно изучает полученные материалы. Там рассказали, что данные с дорожных камер сначала обрабатывает нейронная сеть, обученная выявлять на кадрах руль, руки, мобильное устройство, ремень безопасности и распознавать признак нарушения по заданным алгоритмам.
«Современная дорожная камера может делать несколько высококачественных фотографий в секунду. После того, как комплекс выявил признак нарушения, материал проверяют техники ЦОДД. Они следят за тем, чтобы корректно определился номер, марка автомобиля и так далее. После этого материал уходит к инспектору ГИБДД, где и принимается решение о вынесении постановления о нарушении. Если водитель не согласен с постановлением, то всегда может его обжаловать», — пояснили в ЦОДД.
Между тем эксперт в области фото-видеофиксации Григорий Шухман, отметил, что у ЦОДД и ГИБДД при рассмотрении фиксаций весьма ограничено время, потому пропуски некоторых спорных ситуаций неизбежны. При этом он признал, что у ряда водителей есть надежда, что фото потеряются или они будут ненадлежащего качества. И постановление отменят.
При этом ранее в ЦОДД отмечали, что окончательное решение об оформлении постановления за разговоры по телефону выносят в ГИБДД. Прямо на вопрос о том, может ли само наличие телефона в руках быть достаточным для оформления штрафа, в ЦОДД во время презентации самой системы не ответили.
Однако проведенный ранее Autonews.ru эксперимент показал: если просто держать телефон перед собой и не прислонять его к уху, то за это не наказывает — штрафы при проездах под такими камерами сотрудники редакции в 2020 году не получили.
Но не исключено, что поблажка была временной — за два года камеры могли обучиться.
Autonews.ru ранее уже направлял запрос в ГУ МВД России по Москве с прямым вопросом о том, придет ли постановление, если просто держать телефон в руке, но ответа тогда мы не получили. Издание направило повторный запрос с просьбой объяснить, что же считается признаком нарушения при оформлении штрафа за использование телефона во время движения.
Адвокат Серей Радько считает, что текущая формулировка в КоАП устарела настольно, что оформлять штрафы с камер за использование телефона просто нелогично. Статья 12.36.1. КоАП «Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства» звучит следующим образом: «Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, влечет наложение административного штрафа в размере 1500 руб».
По мнению адвоката, эту норму нужно обновить. И только потом разбираться, как наказывать водителей за телефоны.
«По такой норме с указанием наличия функции хендс-фри, с телефоном за рулем можно делать вообще, что угодно. Норма не уточнена и такие штрафы пока несправедливы», — отметил Радько.
О том, что текущие формулировки в КоАП и ПДД позволяют штрафовать водителей просто за наличие мобильного телефона в руках ранее в беседе с Autonews.ru говорил и юрист Сергей Смирнов. Он также считает, что эту формулировку нужно уточнить.
«В законе не прописано, что именно подразумевается под использованием. Поэтому под текущую формулировку подпадает все: смотрит ли водитель карту, листает ли он соцсети или просто держит телефон у лица и наговаривает голосовое сообщение, — пояснил Смирнов. — Неплохо бы конкретизировать этот момент, но законодательство сейчас не успевает за развитием технологий. Поэтому все просто: сел за руль — к телефону не прикасайся».