Профессионалы скажут, что водитель управляет автомобилем сначала глазами, а уже потом руками и ногами. Но бывает так, что и при отличном зрении человек за рулем плохо видит, что происходит на дороге. Такие ситуации ПДД определяют как условия ограниченной и недостаточной видимости.
Что такое ограниченная видимость
Ограниченная видимость — это видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная:
- Рельефом местности.
- Геометрическими параметрами дороги.
- Растительностью.
- Строениями, сооружениями.
- Иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Определение зафиксировано в глоссарии в пункте 1.2 ПДД. Отсюда следует, что видимость перестает быть ограниченной, как только автомобиль минует конкретное место, где имелось нечто, мешавшее водителю хорошо рассмотреть дорогу.
Понятно, что ограниченная видимость возникает ненадолго, но от этого она не перестает быть фактором, увеличивающим риск ДТП. Представьте, из-за движущегося навстречу габаритного асфальтоукладчика перед вашей машиной внезапно выбегает ребенок, а на горном серпантине с плотными витками за поворотом вдруг обнаруживается отара овец или скатившийся сверху большой камень. Подобные ситуации возникают регулярно, поэтому ПДД содержат целый ряд положений, регламентирующих действия участников движения в условиях ограниченной видимости.
Чем ограниченная видимость отличается от недостаточной
В том же пункте 1.2 ПДД содержится определение недостаточной видимости. Таковой считается «видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки». Следовательно, от ограниченной видимости она отличается:
- В основном погодным характером помех обзору водителя.
- Существенно бОльшим периодом времени, в течение которого сохраняются такие помехи.
- Наличием указания на определенную в метрах минимальную дистанцию видимости.
Получается, что если участок дороги не различим из-за дождя, то такая ситуация подпадает под определение недостаточной видимости. И это не бюрократическая игра в дефиниции. В условиях ограниченной и недостаточной видимости действуют разные правила дорожного движения. Хотя есть и «объединяющие» исключения.
Положения ПДД общие для условий ограниченной и недостаточной видимости:
- Запрет на разворот в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м (пункт ПДД 8.11).
- Запрет остановки в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м (пункт ПДД 12.4).
- Обязательность установки знака аварийной остановки при вынужденной остановке в местах, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями (пункт ПДД 7.2).
- Выбор водителем скорости движения транспортного средства с учетом не только действующих ограничений, но также дорожных и метеорологических условий, в частности видимости в направлении движения (пункт ПДД 10.1).
Но все же в зависимости от «категории» видимости ПДД делают акцент на разных моментах. В случае недостаточной видимости регламентируется в основном использование светотехники транспортных средств и светоотражающих устройств пешеходами, велосипедистами и лицами, управляющими мопедами. В каких-то регионах по прежнему актуален и пункт ПДД 25.6, который, в частности, гласит: «Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается…прогонять животных…в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях)». Странно, но в условиях ограниченной видимости такие небезопасные действия пастухов и чабанов ПДД не запрещают. Нестыковки обнаруживаются и в той части ПДД, которая относится к условиям ограниченной видимости.
Что предписывают ПДД при ограниченной видимости
- Вот скажите, помогут ли куртка, жилет или жилет-накидка со светоотражающими полосами вышедшему из машины водителю, если его скрывают от других участников движения деревья или выступ скалы? Тем не менее пункт 2.3.4 ПДД предписывает водителям именно такие действия «в случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине». Здесь составители Правил по принципу «Перебдеть лучше, чем недобдеть» свели вместе условия недостаточной и ограниченной видимости.
- Логика торжествует в пункте 11.4 ПДД и в частности в той его части, где говорится: «Обгон запрещен…в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью». Этим положением необходимо руководствоваться и при отсутствии знака 3.20 «Обгон запрещен».