branding imagebranding image
Autonews
ЭРА-ГЛОНАСС Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Машина просто стоит: почему нельзя ездить на ввезенном из-за границы авто

Россияне, которые купили автомобили за границей, пожаловались на невозможность зарегистрировать их в ГИБДД. Без кнопок системы ЭРА-ГЛОНАСС сделать это нельзя, но самих кнопок либо нет, либо стоят они под 100 тыс. руб.
Фото: autonews.ru
Фото: autonews.ru

Россияне столкнулись с неожиданными проблемами при регистрации в ГИБДД уже купленных и растаможенных в стране импортных автомобилей. Сложность состоит в обязательной установке кнопки ЭРА-ГЛОНАСС: без нее оформить машину в ГИБДД невозможно. Как следствие, выезжать на дороги общего пользования на таких машинах запрещено и чревато лишением прав.

При этом, как рассказали опрошенные Autonews.ru автомобилисты из разных регионов, найти кнопку в точках продажи ЭРА-ГЛОНАСС не получается либо за нее приходится платить 50–100 тыс. руб. Хотя еще в 2021 году устройство стоило 6 тыс. руб.

Когда нужно доустанавливать в автомобиль ЭРА-ГЛОНАСС

Сложности с ЭРА-ГЛОНАСС настигли водителей в России на фоне дефицита новых автомобилей и резкого роста цен. По этой причине многие переключились на ввоз машин из-за границы. Для некоторых категорий транспортных средств в правительстве сделали исключение: например, при ввозе автомобиля на Дальний Восток его можно зарегистрировать с дальнейшей доустановкой ЭРА-ГЛОНАСС до конца 2022 года.

Отечественные автопроизводители могут вообще производить машины без ГЛОНАСС и, по данным источников Autonews.ru, доустановка кнопки будет необязательна. Но при ввозе машин в другие регионы никаких льгот не предусмотрено.

Фото: Олег Лозовой / РБК Новости 5 апреля 2022 Минтранс отказался делать установку ЭРА-ГЛОНАСС на машины необязательной
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС Новости 28 марта 2022 Автокомпаниям разрешили продавать машины без ЭРА-ГЛОНАСС до конца года

В основном машины приходят из стран СНГ: Белоруссии, Казахстана и Армении, а также из Грузии. Иногда водители пользуются услугами перекупщиков. У них, как рассказал Autonews.ru специалист по продаже автомобилей с пробегом Руслан Кривонос, налажены связи с таможенными брокерами и найти нужную кнопку можно прямо в момент таможенной очистки. Однако стоимость устройства зашкаливает. «За коробочку просят и 50 тыс. руб., и 80 тыс., а иногда и больше», — признался Кривонос.

Его слова подтвердил генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко. «На границе есть так называемые профессиональные брокеры, которые оказывают такие услуги. Найти ГЛОНАСС можно, но только за такие серьезные деньги», — пояснил Пархоменко.

Водителям ЭРА-ГЛОНАСС не продают

Частникам, которые самостоятельно привозят машины, такие устройства просто не найти. О своем опыте покупки Chevrolet рассказала автомобилистка из Краснодарского края. По ее словам, после растаможки машины она обратилась в официальные точки продаж ЭРА-ГЛОНАСС, а также в компании, которые специализируются на продаже устройств, и везде получила отказ.

«Чтобы зарегистрировать машину в ГИБДД, ЭРА-ГЛОНАСС необходима. Я обзвонила большинство офисов в регионе, и мне говорят, что кнопки нет и чтобы я даже не надеялась, — рассказала собственница ввезенной машины. — В одном из офисов мне сообщили, что, возможно, через два-три месяца кнопки будут. Для физлиц официальная цена составляет 20 тыс. руб. Еще около 5 тыс. попросят за установку и 3 тыс. за активацию. Но на деле это ничего не значит — систему просто не купить. И в итоге машина стоит во дворе».

Также автомобилистка сообщила, что получила несколько предложений от частных продавцов на интернет-площадках. Однако они предлагали перевести деньги удаленно, а схема показалась девушке сомнительной. При этом цены на устройство у таких частников достигают 50–55 тыс. руб.

Машина просто стоит: почему нельзя ездить на ввезенном из-за границы авто

«Номер паспорта системы ЭРА-ГЛОНАСС привязывают к ЭПТС. Получается, что такие продавцы могут не устанавливать саму кнопку, ставить на учет свои машины в ГИБДД по этим кнопкам и потом их просто перепродавать. Но само устройство отдельно никому не нужно. Я запрашивала у таких продавцов номера системы для проверки. И все они притворялись, что не понимают, о чем идет речь», — пожаловалась автомобилистка.

По ее словам, в одном из офисов ей предложили продать такую кнопку удаленно. Для этого нужно было перевести 100–150 тыс. руб., но от такой схемы покупательница отказалась.

Корреспондент Autonews.ru самостоятельно обзвонила несколько офисов компаний-продавцов в Москве, Владивостоке и Краснодарском крае. Везде на просьбу продать кнопку ответили отказом. «Мы сами не знаем, когда устройства придут, какие-то проблемы у производителей. Поэтому даже записываться бесполезно. А так в среднем кнопка стоит 40 тыс. руб.», — сообщили в одной из компаний во Владивостоке.

О том, что устройства продают только юрлицам (но кнопок все равно нет), Autonews.ru заявили еще в нескольких компаниях.

При этом Юрий Пархоменко, чья лаборатория занимается оформлением СБКТС в том числе и на ввезенные автомобили, рассказал, что наблюдал ажиотажный спрос на услугу в апреле—мае. Сейчас поток автомобилей спадает, но кнопок все равно не хватает.

«Кнопки скупают, перепродают. Получается, что их сложно получить тем, кто сам ввозит машины. При этом спрос на ЭРА-ГЛОНАСС превышает предложение из-за проблем заводов-изготовителей, — рассказал Пархоменко. — Физлица найти кнопку могут, но стоят они по-разному, под 60 тыс. руб., а в некоторые периоды, когда был острый дефицит, кнопка стоила и под 100 тыс. руб. Дело в том, что отечественного в этих устройствах — только маркировка, а в основном их ввозили с Тайваня».

Также Пархоменко увидел дискриминацию всех остальных водителей в России на фоне поблажек при ввозе машин на Дальнем Востоке.

«Почему-то там ввозить машины без ЭРА-ГЛОНАСС можно, а чем другие регионы хуже? По-хорошему, нужен временный мораторий на установку системы. Потому что страдают физлица: машины им нужны, стоят они дорого, а если пройти все бюрократические процедуры, все равно их в России не зарегистрировать», — считает Пархоменко.

Водители не устанавливают кнопки после покупки

В свою очередь, представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин заявил Autonews.ru, что кнопку давно нужно сделать необязательной. По его мнению, сейчас государство использует ее как заградительный барьер для ввоза автомобилей, однако это только подстегивает цены на сером рынке. При этом, по словам эксперта, сами кнопки после покупки водители даже не устанавливают. Эту возможность подтвердили корреспонденту Autonews.ru продавцы таких устройств.

Так, мы изучили несколько предложений на сайте объявлений. Там некоторые продавцы предложили при покупке кнопки в коробке оформить договор и акт о ее установке в автомобиль для оформления СБКТС. «В этих документах и на самой кнопке будет ее номер, устройство можно даже не устанавливать», — рассказали продавцы.

Машина просто стоит: почему нельзя ездить на ввезенном из-за границы авто

Что говорят в Минпромторге и в АО «ГЛОНАСС»

В Минпромторге в ответ на запрос Autonews.ru сообщили, что усилия по переходу на отечественную компонентную базу помогут нивелировать дефицит кнопок ЭРА-ГЛОНАСС как на конвейерах, так и на вторичном рынке к концу 2022-го или началу 2023 года. Там напомнили, что сеть дистрибьюторов системы ЭРА-ГЛОНАСС работает по всей России. На вопрос о том, почему только водители на Дальнем Востоке могут пользоваться льготой при импорте машин, в ведомстве не ответили.

Однако рассказали, что в России существует несколько производителей, которые поставляют устройства вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) на вторичный авторынок. При этом там уточнили, что часть из них во многом сфокусирована на поставках на конвейеры автопроизводителей, а не на работе с частниками.

«Чтобы не остановить конвейеры автопроизводителей, производители УВЭОС сосредоточились на поставках автопроизводителям, что могло местами вызвать временный дефицит», — сказали в Минпромторге.

Там добавили, что для решения проблем производители прорабатывают множество различных вариантов: от изменения логистики поставок до замены недоступного сейчас импорта на доступные аналоги из дружественных стран или российского производства.

«Как и многие производители электроники, столкнувшиеся с проблемами поставок электронной компонентной базы, компании, выпускающие УВЭОС, не стали исключением, — сообщили в Минпромторге. — Проблема с поставками полупроводников — она не «российская», это общемировой кризис».

Там отметили, что производители работают с Минпромторгом для перехода на критически стойкую и российскую электронную компонентную базу.

В Минтрансе, в свою очередь, в ответ на обращение автомобилистки сообщили, что установка системы обязательна в рамках текущего законодательства. «Отмена указанного требования не может быть поддержана Министерством транспорта», — сказали в ведомстве.

Машина просто стоит: почему нельзя ездить на ввезенном из-за границы авто

В пресс-службе АО «ГЛОНАСС» в ответ на запрос Autonews.ru о проблемах с доступностью системы заявили, что информация об отсутствии СВЭС у компаний-партнеров не соответствует действительности. «Только за прошедшие две недели ими было реализовано около тысячи таких устройств. По информации, предоставленной партнерами в ДФО, СВЭС есть в наличии», — сказали в АО «ГЛОНАСС».

Там добавили, что устройства целесообразнее покупать у партнеров АО «ГЛОНАСС» и монтировать в мастерских, которые смогут профессионально установить и настроить оборудование.

В государственной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» зарегистрировано более 8,7 млн автомобилей. За время работы системы контакт-центр АО «ГЛОНАСС» принял уже более 21,7 млн вызовов. Свыше 212 тыс. тревожных сигналов потребовали реагирования оперативных служб для оказания помощи пострадавшим в ДТП, включая вызовы с автоматической активацией, когда автомобилисты и пассажиры не смогли самостоятельно вызвать помощь. Контакт-центр АО «ГЛОНАСС» получает экстренные сообщения чаще, чем один раз в три секунды.