По данным Ассоциации европейского бизнеса, в минувшем апреле продажи новых автомобилей в России сократились на 78,5% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Всего на учет встало лишь 28 тысяч экземпляров: антирекорд, перебивший даже пандемийный апрель 2020-го, когда дилерские центры просто не работали. Это падение обусловлено как приостановкой производства на большинстве локальных предприятий (в основном из-за разрыва цепочек поставок импортных компонентов), так и прекращением импорта многих зарубежных моделей.
Практически все российские заводы простаивают, но рано или поздно они должны заработать снова, чтобы выпускать доступные и массовые модели. Так, на днях было объявлено о возрождении бренда «Москвич», а популярный кроссовер Renault Duster должен получить шильдик Lada и переехать в Тольятти, но все-таки остаться в строю.
А вот в верхних сегментах рынка пока царит полная неопределенность. Например, среди уже наложенных санкций есть запреты на ввоз автомобилей из США дороже 50 тысяч долларов, из Европы дороже 50 тысяч евро, а из Японии — тех, чья стоимость превышает 6 миллионов иен, то есть около 47 тысяч долларов по текущему курсу. В рублевом эквиваленте речь идет о диапазоне от 3,5 до 4 миллионов. Эффект заметен уже сейчас: в портах Бельгии и Финляндии заблокировано несколько тысяч автомобилей Mercedes-Benz, BMW, Cadillac, Lexus и Toyota, которые предназначались для поставки в Россию. По оценкам дилеров, имеющихся запасов хватит примерно до осени, а затем наступит период полной неопределенности.
Не факт, что это будет означать полный уход привычных брендов. Так, Минпромторг опубликовал список товаров, одобренных к «параллельному импорту», в который входят Mercedes-Benz, Land Rover, Porsche и многие другие. Но как все это заработает в реальности, попадут ли все эти машины в Россию и сколько будут стоить, пока никто не знает.
Еще сложнее обстоят дела со статусом этих автомобилей. Большинство официальных представительств зарубежных брендов находится в режиме ожидания: заморожено не только локальное производство, но и какая-либо публичная активность.
На этом фоне выделяются китайские бренды вроде EXEED: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, с января по апрель 2022 года премиум-бренд EXEED показал феноменальный рост в 277% и занял 17 место в списке самых популярных марок России. Среди других марок «в плюс» смогли выйти только Geely (+13%) и Isuzu (+106%).
Да, здесь сказывается эффект низкой базы (год назад у китайцев был единственный кроссовер TXL, а теперь сразу три модели), но все же позади остались такие марки, как Audi, Peugeot, Citroen, Suzuki, Lexus и многие другие. При этом представители бренда подчеркивают, что останавливать поставки не собираются: в условиях падающего и практически брошенного на произвол судьбы рынка это звучит почти фантастически.
Сказаться здесь могла и относительно гуманная ценовая политика. Нестабильный курс рубля в феврале-марте заставил всех без исключения производителей пересмотреть прайс-листы — и корректировать их обратно пока никто не спешит, несмотря на мощное укрепление российской валюты в течение последних недель.
Ведь подавляющее большинство логистических цепочек до сих пор оборвано, заводы простаивают, и даже те марки, которые решили не уходить из России, пока не готовы объявить, как именно будут выстраивать бизнес. Иными словами, практически все запасы на дилерских складах — практически неприкосновенные, и только «китайцы» дружно заявляют, что никакого дефицита у них не будет. В подтверждение своих слов не только избегая грабительских накруток, но и делая скидки.
Второй вопрос — что будет с обслуживанием. Свежий пример внезапного и тотального ухода Renault из России показывает, что даже очень тесные экономические связи с отечественным рынком не страхуют от внезапных поворотов сюжета. Вроде бы ремонт французских машин теперь должен лечь на плечи Lada, но как и в какой форме это будет реализовано — непонятно.
И отдельно здесь стоит подчеркнуть, что мы говорим о компании, которая владела контрольным пакетом «АвтоВАЗа», то есть перестройка процессов должна в этом случае даваться легче. А что будет в аналогичной ситуации с условными Volkswagen или Mercedes-Benz?