Индия — страна с невысоким уровнем жизни: средняя зарплата тут составляет около 35 тыс. рупий в месяц (около 31 тыс. руб.). Для сравнения, средняя зарплата в России составила, по данным Росстата, 56 545 руб.
Однако ситуация на автомобильном рынке радикально отличается от российской: если у нас даже до текущих событий самая доступная машина (Lada Granta) стоила более полумиллиона рублей, то в Индии предостаточно моделей, которые обойдутся дешевле 500 тыс. рупий (а это 480 тыс. руб. по нынешнему курсу). О них сегодня и поговорим.
Bajaj Qute — от 264 000 рублей
Эта крошечная смешная машинка, недалеко ушедшая от мотоколяски, некоторое время продавалась и в России. Но даже в 2017 году за нее просили более 300 тыс. руб. А ведь цена «Гранты» тогда начиналась от 350 тыс. При этом в базовую комплектацию не входили даже боковые стекла (вместо них были полиэтиленовые окошки на молниях), отсутствовали нормальные дверные замки, печка и прочие атрибуты комфорта.
Не удивительно, что такой Bajaj Qute с одноцилиндровым 215-кубовым моторчиком мощностью 13 л.с. не снискал популярности даже у курьерских служб, не говоря уже о частных клиентах. А вот в Индии модель живет и здравствует, являясь самой дешевой на рынке, а может и в мире.
Maruti Suzuki Alto — от 325 000 рублей
Самый дешевый из «полноценных» автомобилей — и, заодно, самый популярный хэтчбек в Индии. Полную генеалогию этой машинки можно почерпнуть из названия: выпускается она совместным предприятием индийской Maruti и японской Suzuki, а основана на платформе кей-кара Suzuki Alto пятого поколения. Хотя со временем отличий от японского исходника прибавилось, техническая база уходит корнями к концу 1990-х.
С длиной в 3,4 м от носа до хвоста Alto — это что-то среднее между «Окой» и «Матизом», но все же посовременнее на вид. Оснащение предельно скромное, трехцилиндровые моторчики развивают максимум 68 л.с. (зато сразу приучены как к бензину, так и к природному газу), но с задачей «как можно бюджетнее перевезти 5 человек и их вещи» хэтчбек справляется достойно. Потому и популярен.
Datsun Redi-Go — от 398 000 рублей
Это прямой конкурент Maruti Suzuki Alto и других моделей, о которых мы поговорим ниже. Вернее сказать, был конкурентом: буквально на днях производство Redi-Go завершилось, поставив точку в провальной истории возрождения марки Datsun. Но какое-то время выпущенные хэтчбеки еще будут в наличии у дилеров, так что прямо сейчас модель можно считать актуальной.
Технически Datsun Redi-Go основан на глобальной платформе Renault-Nissan CMF-A, разработанной специально для субкомпактных моделей, которые продаются на развивающихся рынках. По сути такие машины только в Индии и представлены, но их с некоторой натяжкой можно считать отдаленными родственниками наших «Логанов», только крошечными — 3,4 м длины и 650 кг снаряженной массы. Оснащался Redi-Go моторами на 800 и 1000 «кубов» (54 или 68 л.с.), и в последнем случае предусматривалась даже роботизированная трансмиссия в качестве опции.
Maruti Suzuki S-Presso — от 400 000 рублей
А вот это уже почти кроссовер — с дорожным просветом в 180 мм, защитным пластиковым обвесом и дизайном малыша-крепыша. Да, он заметно дороже, чем Alto — но, во-первых, и крупнее (3 560 мм), а во-вторых намного современнее. Потому что в основе тут платформа Heartect образца 2014 года, на которой построены как актуальные кей-кары Suzuki, так и модели покрупнее: Swift, Ignis и Baleno.
Двигатель предусмотрен всего один — трехцилиндровая «литрушка» на 68 л.с. Полного привода, несмотря на кроссоверный имидж, не подразумевается. Зато здесь симпатичный салон в стиле современных Mini и просторный по меркам класса багажник — поэтому неудивительно, что S-Presso уже успел выйти на рынки Филиппин, ЮАР, Туниса, Чили и Перу.
Renault Kwid — от 450 000 рублей