branding imagebranding image
Autonews
General Motors Мария Колесова
Подписаться на Telegram-канал

General Motors ушел из России. Какие заводы были, какие авто выпускались

Американский концерн первым решил организовать производство в России и первым же покинул нашу страну — и, возможно, навсегда. Вспоминаем важнейшие вехи 27-летнего пути
Фото: Xinhua / ZUMA Press / Global Look Press
Фото: Xinhua / ZUMA Press / Global Look Press

19 апреля появились сообщения о том, что концерн General Motors объявил о прекращении деятельности в России с закрытием дилерских центров и расформированием штата. Казалось бы, фраза «GM уходит из России» звучит без перерыва последние несколько лет, но на этот раз все действительно серьезно. А значит, пора проследить все вехи истории от начала до конца.

Американские «бразильцы» в Татарстане

Американцы первыми поняли, что в диком рынке, который едва начал формироваться после распада СССР, скрыт огромный потенциал. Уже в 1995 году они арендовали часть площадей Елабужского автомобильного завода и основали совместное предприятие «GM-ЕлАЗ»: четверть капитала принадлежала General Motors, а остальное правительствам России и Татарстана. Почему именно Елабуга? Дело в том, что уже тогда там действовал режим особой экономической зоны, позволявший серьезно сэкономить на растаможке.

Ford, который мы потеряли: чем живет бренд после ухода из России Статьи 22 апреля 2020 Ford, который мы потеряли: чем живет бренд после ухода из России
Фото: Porsche Рынок 4 марта 2022 Какие автоконцерны заморозили поставки в Россию. Хронология событий

Первым детищем стал внедорожник Chevrolet Blazer, и это выглядело закономерно: середина девяностых, по улицам России уже ездят Land Cruiser, Cherokee и Tahoe, так почему бы не предложить еще одну модель по заманчивой цене? Вот только цена эта оказалась не такой и низкой, как задумывалось, а вместо американского оригинала в Россию приезжали слегка разобранные «Блейзеры» в бразильской спецификации — с упрощенным оснащением и куда более «травоядным» дизайном.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

В итоге спрос оказался ничтожным: вместо десятков тысяч внедорожников было реализовано всего около трех тысяч, после чего предприятие переключилось на выпуск седанов Opel Vectra таким же крупноузловым методом — то есть, по сути, к ним прикручивались бамперы и колеса.

Но и здесь ничего не получилось: собрать удалось что-то около 200 машин, после чего грянул дефолт 1998 года, а вскоре деятельность предприятия была полностью остановлена. Кстати, помните заряженные «десятки» ВАЗ-21106 с двухлитровыми моторами Opel? Так вот, «ноги» этих двигателей растут именно из этой истории.

«Шнива» — всерьез и надолго

К началу 2000 годов между GM и «АвтоВАЗом» уже были налажены деловые контакты, которые привели американцев к самому важному и успешному решению за все время присутствия в России. В Тольятти разработали и подготовили к выпуску «Ниву» второго поколения, но финансовое положение завода не позволяло наладить полноценное производство. А ведь машина-то хорошая, перспективная — так почему бы не добавить единственный недостающий ингредиент?

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

Инвестиции в совместное предприятие составили около 100 млн долларов, попутно американцы доработали конструкцию машины — и выпустили ее на рынок под собственным брендом, с фирменной «бабочкой» на решетке радиатора. Сработало! Успех оказался оглушительным, ведь прямых конкурентов по сочетанию цены, проходимости и относительной цивилизованности у «Шнивы» в России не было.

👉 Новая Lada Niva Travel: первые впечатления за рулем

Ежегодные тиражи стабильно превышали 50 тыс. экземпляров: после финансового кризиса 2008 года они было просели вдвое, но скоро вернулись на прежние отметки. Параллельно в Тольятти шло строительство цехов второй очереди, а совместно с итальянским бюро Blue Engineering and Design разрабатывалась совершенно новая, уже третья «Нива». Ее концепт (а по факту готовый предсерийный прототип) показали на Московском автосалоне 2014 года с намерением запустить производство в 2016 году.

Но именно в это время российская экономика попала под первые пакеты санкций, проект задерживался. И в итоге был отменен совсем. Единственное наследие той нерожденной «Нивы» — оформление передней части, адаптированное под рестайлинг старой «Шнивы». Которая уже два года как не Chevrolet, а снова Lada: в конце 2019 года GM вышел из состава совместного предприятия и продал свою долю.

«Автотор» всемогущий

Едва поставив на ноги «Шниву», люди из General Motors решили вплотную заняться локализацией собственных моделей. В 2004 году был заключен контракт с калининградским «Автотором», который к тому моменту уже выпускал автомобили BMW и Kia. Вскоре началась «отверточная» сборка кроссоверов и внедорожников: Chevrolet Trailblazer и Tahoe, Hummer H2, даже Cadillac Escalade.

Фото: Игорь Зарембо / ИТАР-ТАСС
Фото: Игорь Зарембо / ИТАР-ТАСС

Однако это было только начало сотрудничества: уже к 2006 году, вложив около 80 млн евро, GM запускает на «Автоторе» производство Chevrolet Lacetti по полному циклу, со сваркой и окраской кузовов — проектная мощность только этой ветки составляла 50 тыс. автомобилей в год. Впоследствии из ворот калининградского предприятия будут выезжать Chevrolet Cruze, Captiva, Orlando, Aveo и Epica, а также разнообразные «Опели»: Astra, Zafira, Insignia и Meriva.

На пике производства здесь выпускали более ста тысяч автомобилей в год, а суммарный объем всех моделей GM, собранных в Калининграде, превысил 600 тыс. экземпляров! Но все изменилось в одночасье, когда в 2015 году американский концерн принял политическое решение полностью остановить производство и продажу своих массовых автомобилей в России.

Фото: Виталий Белоусов / Фото ИТАР-ТАСС
Фото: Виталий Белоусов / Фото ИТАР-ТАСС

«Автотору» пришлось заморозить половину мощностей и сократить около 500 человек персонала, а последующее расширение сотрудничества с Hyundai и Kia компенсировало эти потери лишь отчасти.

Резиденты Северной столицы

К середине «нулевых» дела у General Motors в России шли настолько хорошо, что концерн решился на строительство собственного завода. Местом был выбран Санкт-Петербург: в 2006 году в районе Шушары началось возведение новой фабрики. И пока оно продолжалось, GM отрабатывал логистику и готовил персонал на заводе «Арсенал» в Петербурге — там с 2007 года крупноузловым методом собирали Opel Antara и Astra, а также Chevrolet Captiva.

Фото:  Антон Ваганов / <a href='http://www.tass.ru/' target='_blank'>ТАСС</a>
Фото:  Антон Ваганов / ТАСС

Торжественное открытие завода в Шушарах состоялось 7 ноября 2008 года. Расчетная мощность составляла до 70 тыс. машин ежегодно, и уже к 2011 голу она была почти достигнута: собрать удалось более 60 тыс. экземпляров. Упор был сделан именно на массовые модели — все те же Cruze, Captiva, Antara и Astra.

Однако вскоре выяснится, что General Motors проморгал изменения на рынке. Как раз в те годы начинался расцвет «бюджетников» новой волны (Solaris и ему подобные), адекватного ответа на которые у американцев не нашлось. Седан Chevrolet Cobalt узбекской сборки отклика у покупателей не нашел, престарелая модель Aveo переехала из Калининграда на конвейер «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде, но тоже потихоньку сдавала позиции.

Фото: General Motors
Фото: General Motors

Чем могла закончиться эта история, мы в любом случае уже не узнаем, ведь завод в Шушарах был закрыт в том же печальном для GM 2015 году и законсервирован. И простоял он так следующие пять лет, пока площадку не купил Hyundai.

Планируется, что в будущем там начнут выпускать широкую линейку моделей, минувшей осенью шло переоборудование цехов — но, по некоторым данным, общее состояние фабрики оказалось удручающим и потребовало больших вложений. Как будет развиваться ситуация в новой реальности, когда простаивают даже основные конвейеры Hyundai, предсказать сложно.

Бизнес Шредингера

Прогремев по всем возможным новостям словами об уходе из России, General Motors на самом деле никуда не ушел. Обязательства по гарантийному обслуживанию массовых моделей соблюдались в полном объеме, поставки запчастей шли без перебоев, а дилеры как ни в чем не бывало торговали новенькими автомобилями.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Правда, это были уже чистокровные «американцы» — Chevrolet Tahoe, Camaro и Corvette, а также «Кадиллаки» всех мастей. Последним громким дебютом стал роскошный Escalade нового поколения, а кроссовер Chevrolet Trailblazer даже обозначил готовность GM вернуться в более демократичные сегменты.

Но, судя по всему, теперь этим планам не суждено сбыться: в долгой истории больших вложений, успехов и неудач General Motors на российском рынке ставится точка. Хотя мы не исключаем, что GM еще вернется.