Инспекторы ГИБДД не будут наказывать автомобилистов за небольшие ошибки. Вместо этого они сфокусируются на тех нарушениях, которые могут привести к серьезным авариям. Это следует из ответа МВД России, которое поступило в ответ на запрос Autonews.ru.
Ранее в распоряжении редакции оказался документ, в котором ведомство рекомендовало региональным подразделениями ГИБДД временно отказаться от фиксации небольших и не влияющих на безопасность нарушений в «ручном режиме», то есть при остановке автомобилей инспекторами.
Что такое малозначительное нарушение
Согласно письму, это сделано в целях сокращения рисков, обусловленных ростом социальной напряженности, которая может возникнуть после введения ограничений в отношении России и связанных с ними экономическими последствиями. Такая мера направлена как на обычных автомобилистов, так и на профессиональных водителей. И она должна помочь при доставке товаров народного потребления и при организации работы объектов жизнеобеспечения и транспортной инфраструктуры.
«Основная деятельность Госавтоинспекции будет сосредоточена на предупреждении и пресечении не относящихся к категории малозначительных правонарушений в области дорожного движения, непосредственно способствующих совершению ДТП», — написали в ответе на запрос Autonews.ru представители МВД.
Как указали в ведомстве, возможность освобождения от административной ответственности предусмотрена КоАП. Например, если водитель действует в состоянии крайней необходимости: то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей самому автомобилисту или других лиц.
Также, согласно ст. 2.7 КоАП гражданин может быть освобожден от ответственности, если совершенные им действия принесли менее значительный вред, чем предотвращенный.
Согласно разъяснениям, при малозначительности административного правонарушения судья (должностное лицо и пр) могут освободить водителя от ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указали в МВД, в случае с автомобилистами к таким нарушениям отнесены: отсутствие предусмотренных конструкцией брызговиков на легковых автомобилях, неисправность предусмотренных конструкцией транспортного средства стеклоомывателей, иные незначительные технические неисправности.
За что всегда будут штрафовать
При этом в МВД подчеркнули, что часть административных правонарушений ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными.
К примеру, это «управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» ст. 12.8 КоАП и ст. 12.26 КоАП «Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения».
Инспекторы ГИБДД рассказали, как будут работать новые инструкции
Как подтвердили Autonews.ru несколько опрошенных инспекторов ГИБДД из разных регионов, соответствующие инструкции сотрудники уже получили. По словам одного из инспекторов, получены указания останавливать и проверять тех водителей, поведение которых могут привести к ДТП. Также дано распоряжение более внимательно следить за ДТП, где страдают дети. Это означает повышенный контроль к переходам у школ и использование детских сидений в автомобилях.
«А вот всякие брызговики, разные мелочи на аварийность никак не влияют. Поэтому мы в первую очередь следим за всем, что грозит ДТП. Если увидим небольшую проблему, то есть выявим ее визуально при остановке, то просто сделаем предупреждение и отпустим», — объяснил инспектор.
Инспекторы ГИБДД сфокусируются на серьезных нарушениях
Рекомендацией, но не прямым запретом назвал такое указание МВД адвокат Марат Аманлиев.
«Конечно напрямую оформлять штрафы и привлекать даже за мелкие нарушения инспекторам не запретили. Неисполнение таких рекомендаций не повлечет ответственности для инспектора. Например, если он решит, что вот этому водителю следует оформить постановление за неработающий свет фар. Но при этом мы понимаем, что таким документом в МВД дает понять, что инспекторам на местах нужно стать лояльнее к водителям, чаще входить в положение», — считает адвокат.
Как отметил Аманлиев, такой ход нужен чтобы не повышать напряжение в обществе.
«Мы понимаем, что из-за проблем с запчастями и ценами не все могут позволить себе быстро починить машину или купить новую резину. Поэтому до личного состава будут доносить, например, что если у водителя есть возможность на месте протереть номера, или доехать до сервиса и подкрутить фару, то постановления не составлять», — сказал Аманлиев.
При этом эксперт подчеркнул, что водитель в беседе с инспектором имеет полное право напомнить ему о позиции ведомства. Однако он подчеркнул, что ждать лояльного отношения к тонировке даже на фоне обещанных послаблений точно не стоит.