branding imagebranding image
Autonews
Техосмотр Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Мошенники придумали способ обойти техосмотр: что будет за подделку

О поддельном техосмотре предупредили эксперты: с помощью фотошопа недобросовестные операторы вклеивают на документы изображение машин и специалистов. Как выявляют такие карты и оштрафуют ли их владельцев на 2 тыс. рублей
Фото: Союз операторов пунктов техосмотра
Фото: Союз операторов пунктов техосмотра

На массовые случаи подделки диагностических карт пожаловались операторы пунктов техосмотра. Как выяснил Autonews.ru, недобросовестные участники рынка продолжили использовать программы для обработки изображений даже после ужесточения требований к картам техосмотра и введению штрафа в 2 тыс. руб. за отсутствие документа в случае его необходимости. Такие «серые» операторы начали еще более изощренно подделывать карты, с учетом новых требований.

Летающие автомобили и вклеенные эксперты

В Союзе операторов пунктов техосмотра корреспонденту Autonews.ru предоставили несколько подозрительных снимков, приложенных к диагностическим картам: все они доступны в системе ЕИАСТО, куда операторы загружают данные о проведенных проверках. На некоторых фото видно, что автомобили буквально парят над постами для осмотра, а на некоторых изображения специалистов грубо вклеено без соблюдений пропорций как самих людей, так и автомобилей.

Фото: Национальный автомобильный союз Техосмотр 2 февраля 2022 На пунктах техосмотра появились «летающие» автомобили: что это такое?
Фото: Autonews.ru Статьи 1 февраля 2022 Фотошоп и другие регионы: как в ГИБДД выявляют поддельный техосмотр

Часть снимков сделана на хорошем уровне, но есть проблемы с пропорциями. Кроме того, как заметили операторы, некоторые специалисты стоят в неизменной позе на десятках фотографий с разными автомобилями в разное время. Кроме того, часть карт с признаками фотошопа автомобилисты оформляют совсем в других регионах, а не по месту жительства.

Как подчеркивают сами представители пунктов техосмотра, данные взяты из уже действующих карт техосмотра: то есть документы с такими изображениями будут отражаться в ГИБДД при перерегистрации как действительные. Дело в том, что получившие аккредитацию пункты имеют доступ к ЕАИСТО и на законных основаниях могут вносить туда данные об оформленных ими картах.

Фото: Союз операторов пунктов техосмотра
Фото: Союз операторов пунктов техосмотра

Проблему с «серыми» картами подтвердили Autonews.ru и в Национальном автомобильном союз (НАС) — ранее там уже собрали данные о массовой выдаче диагностических карт на автомобили, которые зарегистрированы в Москве или области, в других субъектах России. В союзе также указали, что зачастую на приложенных к диагностическим картам фотографиях представлена только часть бампера автомобиля с государственным регистрационным знаком.

Не сработало

Как признают операторы, принятые недавно меры борьбы с поддельными картами не сработали. Напомним, что с 1 марта 2022 года вступил в силу приказ Министерства транспорта, который значительно повысил требования к процессу проведения техосмотра.

Операторов обязали не просто делать две фотографии автомобиля при заезде на пункт проверки и при выезде, но и снимать их рядом с «живым человеком», техническим специалистом, который проводил осмотр машины. Кроме того, появилась норма, согласно которой файлы с фотографиями не должны подвергаться редактированию, в том числе посредством изменения exif-данных. А координаты места нахождения автомобиля должны находиться в радиусе не более 40 метров от координат пункта.

Эти требования ввели для борьбы с так называемыми «фотошоперами», которые просто вклеивали фотографии машин на снимки пустой площадки пункта техосмотра. В итоге водители продолжали игнорировать обязательство приехать на техосмотр и получали карты удаленно.

Как объясняли в Минтрансе, с 1 марта 2022 года в начале проведения технического диагностирования нужно делать фотографию, на которой должен быть изображен автомобиль в ¾ — то есть должно быть видно переднюю и боковую часть машины. Кроме того, на снимке должен быть ясно виден и читаться госномер. Рядом с машиной должен стоять эксперт: в полный рост, лицом в камеру. В конце проведения техосмотра нужно делать такой же снимок уже на фоне задней части автомобиля, также с госномерами и экспертом.

Фото: Союз операторов пунктов техосмотра
Фото: Союз операторов пунктов техосмотра

Фото: Союз операторов пунктов техосмотра
Фото: Союз операторов пунктов техосмотра

Будут ли наказывать за «серые» карты: что говорят в ГИБДД

В ГИБДД не раз предупреждали водителей, что будут аннулировать «серые» диагностические карты, «пробивая» их по базе ЕАИС ТО. Но на вопрос Autonews.ru о том, что же будет, если водитель приедет на перерегистрацию автомобиля в ГИБДД с таким документом, в начале 2022 года заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин ответил, что пока оснований для отказа в регистрации автомобилей из-за «серой» диагностической карты нет.

«В ГИБДД действует процедура проверки качества выдачи диагностической карты и ее можно провести уже потом. Если будет установлено, что диагностическая карта была оформлена с нарушениями, возможно, какие-то решения будут приняты. Пока оснований для отказа в регистрации по причине незаконно оформленной диагностической карты нет», — отмечал Кузин.

В свою очередь сотрудники пунктов техосмотров в ряде городов сообщили Autonews.ru, что в ряде подразделений ГИБДД некоторое время назад начали отказывать автомобилистам в перерегистрации машин с такими картами. Например, в Екатеринбурге в одном из МРЭО не приняли техосмотр из Калуги. Информацию о таких случаях подтвердил председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов.

Фото: Союз операторов пунктов техосмотра
Фото: Союз операторов пунктов техосмотра

Между тем юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин признал, что у инспекторов ГИБДД в текущей ситуации есть только один повод отказать в регистрации автомобиля с «отфотошопленной» картой.

«Формально, если сотрудник обнаружит, что диагностическая карта поддельная, он может отказать в регистрации, сославшись на то, что документ вовсе не был представлен», — сказал Безделин.

При этом он обратил внимание на то, что согласно Федеральному закону № 283-ФЗ, к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относится непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств.

Кроме того, согласно закону «О техническом осмотре транспортных средств» диагностическая карта автомобиля, в отношении которого не проводился технический осмотр, аннулируется органом государственного надзора.

«Порядок аннулирования карт урегулирован Постановлением Правительства от 15.09.2020 N 1434. Решение об аннулировании принимает руководитель ГИБДД, внося данные в ЕАИСТО. Также возбуждается дело об административном правонарушении в отношении станции технического обслуживания. В течение трех рабочих дней со дня аннулирования диагностической карты, информирует ГИБДД о таком аннулировании страховщика, а также собственника транспортного средства», — сказал юрист.

Фото: Союз операторов пунктов техосмотра
Фото: Союз операторов пунктов техосмотра

Он добавил, что в отношении тех лиц, которые занимаются подделыванием диагностических карт, а также тех, кто осознанно их использует, может быть возбуждено уголовное дело по ст. 327 УК «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков».

Кому сейчас нужно проходить техосмотр

Как разъясняли в ГИБДД, техосмотр нужно проходить в следующих случаях:

  • при совершении регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и (или) заменой основного компонента транспортного средства, независимо от года его изготовления;
  • при постановке на государственный учет, совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, при отсутствии действующей диагностической карты — для транспортных средств, с года изготовления которых прошло более 4 лет.

С 1 марта 2022 года ст. 12.5 ч. 1.1 КоАП РФ предусматривает штраф 2 тыс. руб. за отсутствие техосмотра. При этом штраф не распространяется на водителей легковых автомобилей и мототранспорта, принадлежащих на праве собственности физическим лицам и используемых ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях.

Но автоинспектор может проверить техническое состояние машины. Но только в случае визуального обнаружения технических неисправностей (например, подтекание тормозной жидкости, неработающие внешние световые приборы и пр).