Нарушение логистических цепочек из-за наложенных на Россию санкций привели к вынужденной приостановке работы многих автомобильных предприятий. Доставить необходимые запчасти в Россию для производства даже высоколокализованных легковых и грузовых моделей оказалось невозможно. К примеру, по причине продолжающегося кризиса сотрудники российского АвтоВАЗа уйдут в плановый корпоративный отпуск с 4 по 24 апреля, а потом будут работать в режиме четырехдневки.
АвтоВАЗ готовит специальные версии некоторых моделей Lada, которые будут менее зависимы от импортных комплектующих, сообщила пресс-служба компании. После выхода из отпуска, по данным близких к заводу источников Autonews.ru, если ситуация не изменится, завод теоретически сможет продолжить выпускать только Lada Granta, Lada Largus и Niva Legend с механическими коробками передач без систем ABS (антиблокировочная система), ESP (Электронная система динамической стабилизации автомобиля) и привычного набора подушек безопасности.
Часть электроники завод получал от одного из крупнейших мировых поставщиков запчастей — немецкой компании Bosch. Некоторое время назад эта компания прекратила принимать новые заказы из России.
Чтобы продолжить работу по выпуску автомобилей с необходимыми системами, АвтоВАЗ сейчас ищет альтернативные варианты. Как рассказал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, предприятие пытается найти новых поставщиков электроники для автомобилей в Азии. По данным источников Autonews.ru, предприятие в том числе рассматривает возможности сотрудничества с китайскими компаниями.
Стоит отметить, что часть электронных компонентов компания получает от отечественных поставщиков. Например, блоки электронных замков, различные датчики, комбинации приборов для приборных панелей, а также блоки ЭРА-ГЛОНАСС приходят от российской фирмы «Итэлма». Но при этом запчасти все равно собирают из иностранных компонентов, поэтому с их поставками также возникают трудности. Получается, что и в этом направлении придется искать дополнительные варианты.
Локализация в баллах
В настоящий момент для каждой выпущенной в России модели можно узнать уровень локализации.
Каждая технологическая операция оценивается в определенное количество баллов. Максимальное количество баллов составляет 8800 (система введена постановлением правительства от 25 мая 2019 года).
Например за cварку кузова можно получить 400 баллов, окраска кузова дает еще 500, штамповка деталей кузова — до 300 баллов, использование российского металла — 200 баллов и так далее.
Насколько локализованы автомобили в России
В аналогичной ситуации с отечественным АвтоВАЗом и российский КАМАЗ. В распоряжении редакции оказалось одно из писем от завода, которое было разослано партнерам в начале марта.
В компании рассказали, что «в связи ситуацией в мире и приостановкой поставки продукции некоторыми зарубежными производителями на территорию Российской Федерации», в структурах ПАО «КАМАЗ» образовался определенный дефицит комплектующих и узлов. В особенности — импортного производства, необходимых для изготовления автомобилей и шасси КАМАЗ с двигателями Cummins (США), коробки передач ZF (Германия), топливной аппаратурой Bosch (Германия).
В связи с этим, согласно письму, весь модельный ряд марки КЗ (4308, 43118, 5350, 43253, 43255, 53605, 65115, 651 16, 651 17, 6520, 65201, 65111, 6522, 65221, 65222, 65224, 65225, 45141, 45143, 45144) с марта 2022 года будут производить преимущественно в комплектациях с коробкой передач 154 собственного производства, двигателями КАМАЗ, топливной аппаратурой «Алтайского завода прецизионных изделий» и прочими аналогами российского производства. В случае отсутствия модификаций с подобными комплектующими заказ данных моделей к производству приниматься не будет.
Cummins — это одна из крупнейших международных компаний родом из США. Сотрудничество с ней не означает, что поставки идут непосредственно из Америки. Производственные объекты Cummins расположены более чем в 10 странах мира: Великобритании, Китае, Индии, Бразилии, России и других. Однако нарушение логистических цепочек неизбежно отражается даже на локализованных поставщиках.
В схожем положении оказалось большинство автокомпаний, которые имеют производство в России. Отличия только в глубине локализации и работе с поставщиками-партнерами. Некоторым все-таки удается доставить в Россию необходимые запчасти и комплектующие. По словам участников рынка, проще всего оказалось работать китайским производителям.
Однако о том, каких именно запчастей не хватает, автопроизводители стараются напрямую не рассказывать. Данные о сотрудничестве с поставщиками считаются закрытой информацией. Еще до начала пандемии и возникновения проблем с поставками из-за ситуации на Украине производители крайне неохотно сообщали о том, какие именно запчасти им приходится импортировать и у каких именно поставщиков.
Кроме того, запустившие заводы в России автобренды всегда старались не называть глубину локализации в процентах по каждой модели, ограничиваясь средним процентом по всей модельной линейки. Например, на «АвтоВАЗе» говорят о 85%, на КАМАЗе — о 80%. Теперь же опрошенные автокомпании на запросы Autonews.ru просто отказались отвечать. Но способ изучить, насколько локализована каждая производимая в России модель все-таки есть.
Как считают баллы
После вступления в силу Постановления от 25 мая 2019 года № 661 заработала балльная система оценки локализации автомобилестроения: с помощью данных из системы ЭПТС стало возможно считать локализацию по каждой модели индивидуально. Каждая локализованная в России технологическая операция стоит определенное количество баллов — чем она сложнее, тем больше баллов.
Максимальное количество баллов за операции для всех основных видов колесной техники оценили на отметке 8800 (согласно постановлению правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации»). Такую ориентировочную цифру называл заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов. При условии, если компания использует только российское сырье и вкладывает в НИОКР не менее 5% от выручки.
Глубина локализации также имеет важнейшее значение при заключении госконтрактов: чтобы получить право участвовать в тендерах на госзакупки, каждая модель-кандидат из категории легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей должна обязательно заработать не менее определенного количество баллов. С 1 января 2019 г. не менее 2000, с 1 января 2021 г. не менее 3200, с 1 января 2023 г. не менее 4500, с 1 января 2025 г. не менее 5500 баллов.
При этом с 1 января 2019 года при подписании СПИК минимальный уровень локализации должен составлять 7000 баллов. Так правительство защитило те автокомпании, которые вложились в локализацию раньше всех.
Примеры расчетов количества баллов за локализацию:
- cварка кузова — 400 баллов;
- окраска кузова — 500 баллов;
- штамповка деталей кузова до 300 баллов в зависимости от общей массы черного кузова;
- использование российского металла, включая алюминий, не менее 70% процентов от общей массы кузова — 200 баллов;
- двигатель внутреннего сгорания: сборка, включая установку коленчатого вала и шатунно-поршневой группы, проведение контрольных испытаний — 25 баллов;
- обработка распределительных валов и использование заготовок распределительных валов российского производства — 95 баллов;
- системы помощи водителю: 80 баллов;
- радары — 80 баллов;
- блоки управления антиблокировочной системы и электронной системы динамической стабилизации автомобиля — 10 баллов.
Autonews.ru изучил данные Минпромторга и подсчитал глубину локализации наиболее популярных в России легковых и легких коммерческих автомобилей согласно данным АЕБ по итогам продаж в 2021 году. Кроме того, мы изучили локализацию одну из наиболее популярных моделей «КАМАЗ».
Как в Минпромторге стимулировали локализацию
Углубление локализации при производстве автомобилей — одна из наиболее дискуссионных тем между автобрендами и российским Минпромторгом. Чтобы убедить компании инвестировать, Минпромторг разработал стратегию, которая должна была привести к постепенному увеличению использования количества отечественных автокомпонентов при производстве легковых и легких коммерческих машин в России.
Чтобы получить предлагаемые государством бонусы, производители должны подписывать специальные инвестиционные контракты (СПИКи). Взамен на углубление производства компании могут рассчитывать на снижение налогов на федеральном и региональном уровнях, доступ к госконтрактам, компенсацию экспортных затрат и так далее. Перечень всех льгот индивидуален для каждого специнвестконтрата и также считается закрытой информацией, что регулярно вызывало критику со стороны участников рынка: они настаивали на прозрачности такой информации.
Отношения автокомпаний и государства в этом направлении регулируют нормы постановления правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». В нем, в частности, прописано, какое количество баллов производитель получает за локализацию того или иного процесса или автокомпонента. Отдельные нормы прописаны для производителей легковых и легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов.
Чем больше баллов зарабатывает компания, тем больше господдержки и бонусов она получит. А принятое в дальнейшем Постановление от 25 мая 2019 года № 661 позволило точнее рассчитывать баллы по каждой модели. Планы по локализации в рамках СПИКов каждая компания рассчитала индивидуально.
Кроме того, в Минпромторге планировали с помощью субсидий убедить автокомпании локализовать производство электронных компонентов и к 2025 году обеспечить до 50% от необходимых объемов силами местных поставщиков.
Источники в крупных автоконцернах тогда признавали, что локализация помогает стабилизировать работу, снизить издержки и зависимость от курсовых колебаний. Тем не менее они отмечали, что дальнейшее углубление локализации при текущих объемах рынка для большинства игроков неинтересны.
«Чем меньше объемы рынка, тем меньше у автокомпаний интерес в него инвестировать. Если требовать слишком много, это просто убьет отрасль. Да, в Россию инвестировали многие бренды, потому что считали, что объемы продаж выйдут на 3 млн единиц и рынок имел высокий потенциал. Но такие прогнозы мы строили 15 лет назад. Эти прогнозы так и не оправдались. И я не думаю, что какой-либо из брендов готов дополнительно вкладывать в российский авторынок», — говорил представитель одного из концернов.